Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - тертуллиан квинт септимий флоренс

Тертуллиан квинт септимий флоренс

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (Quintus Septimius Florens Tertuilianus) (около 160, Карфаген, — после 220, там же), христианский богослов и писатель. Получил юридическое и риторическое образование, выступал в Риме как судебный оратор; приняв христианство, около 195 вернулся в Карфаген. Позднее сблизился с монтанистами, вступив в конфликт с церковью; по-видимому, в конце жизни основал особую секту «тертуллианистов».

Мышление Т. отмечено тягой к парадоксам. Если современные ему христианские мыслители стремились привести библейские учения и греческую философию в единую систему, то Т. всячески подчёркивает пропасть между верой и разумом («Что общего у Академии и церкви?»): «Сын божий распят; нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться. И умер сын божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем несообразно. И после погребения он воскрес; это несомненно, ибо невозможно». В полемике против абстрактного теоретического разума Т. подчёркивает права «естественного» практического рассудка, выступая как единомышленник киников и особенно римского стоицизма Он развёртывает программу возвращения к природе не только в жизни, но и в познании, призывая сквозь все слои книжности дойти до изначальных недр человеческой души. Это означает для Т. утверждение эмпиризма как в мистико-психологическом, так и в сенсуалистико-реалистическом аспектах. Т. требует доверия к спонтанным самопроявлениям души (необдуманным выкрикам, не доходящим до сознания стереотипным формулам речи и т. п.); он стремится заглянуть в поисках истины в человеческое бессознательное (отсюда интерес к его наследию у таких деятелей современного психоанализа, как К. Г. Юнг). Одновременно эмпиризм Т. приводит его к материалистическим тенденциям: все сущее есть «тело», следовательно, и бог должен быть понят как «тело, которое, впрочем, есть дух». Господствующее настроение Т. — тоска по эсхатологическому концу истории. Римскому государственному порядку он противопоставляет космополитизм в духе киников и моральное бойкотирование политики.

Соч.: Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, v. 19, 47, 69, 70, 76, Vindobonae, 1890—1957; в рус. пер. — Творения, ч. 1, К., 1910.

Лит.: Попов К.. Тертуллиан..., К., 1880; Штернов Н., Тертуллиан, пресвитер карфагенский, Курск, 1889; Преображенский П. Ф., Тертуллиан и Рим, М., 1926; Nisters В., Tertullian. Seine Persönlichkeit und sein Schicksal, Münster, 1950.

С. С. Аверинцев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое тертуллиан квинт септимий флоренс
Значение слова тертуллиан квинт септимий флоренс
Что означает тертуллиан квинт септимий флоренс
Толкование слова тертуллиан квинт септимий флоренс
Определение термина тертуллиан квинт септимий флоренс
tertullian kvint septimiy florens это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины