Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - тирсо де молина

Тирсо де молина

(Tirso de Molina)

[псевдоним; настоящие имя и фамилия Габриель Тельес (Téllez) j (1571 или около 1583, Мадрид, — 12.3.1648, Сория), испанский драматург. Учился в университете Алькала-де-Энарес. Занимал высокие посты в монашеском ордене мерсенариев, с 1632 — его историограф. Первая опубликованная книга — «Толедские виллы» (1621) — по жанру близка к пасторальному роману и включает наряду с обрамляющим действием несколько новелл и три пьесы (в том числе «Стыдливый во дворце», написана в 1605—06). Своеобразной «благочестивой» антитезой ей является сборник «Услаждать, принося пользу» (1635). В 1627—1636 Т. де М. выпустил 5 сборников пьес; в предисловии к 3-му указывалось, что им написано 400 пьес (сохранилось около 90). Принадлежность ему ряда пьес остаётся недоказанной.

Т. де М. писал пьесы на исторические («Счастливый жребий дона Альваро и несчастная судьба Руй Лопеса д'Авалоса», 1615—21, изд. 1635; «Мудрость женщины», 1630—33, изд. 1634, и др.), библейские («Месть Фамари», «Что больше, то и меньше», 1614, изд. 1627, и др.) и агиографические (трилогия о св. Хуане) сюжеты, религиозно-философские драмы [наиболее известная — «Осуждённый за недостаток веры», 1614—15(?), изд. 1634], ауто, а также комедии, в которых характерная для комедий «плаща и шпаги » интрига (классический образец — «Дон Хиль зелёные штаны», 1615, изд. 1635) сочетается с глубоким психологизмом (например, «Ревнивая к себе самой»).

Т. де М. развивал принципы ренессансной драмы Л. Ф. де Вега Карпьо. Вместе с тем в его творчестве, принадлежащем, уже эпохе барокко, отразилось крушение гуманистической веры в человеческую природу, разочарование в любви как возвышенном и облагораживающем душу человека чувстве и чести, понимаемой как безусловное подчинение голосу общественного мнения. В пьесах Т. де М. воплотилось представление о недостоверности, театральности и обманчивости всего сущего. Наблюдая всеобщий социальный разлад и упадок нравов в Испании, в целях утверждения нравственного сознания Т. де М., как и многие его современники, обращался к религии. Наиболее известная его драма — «Севильский озорник, или Каменный гость» [1619— 20(?), изд. 1630], в основе которой — народное предание о молодом повесе, оскорбившем мертвеца и жестоко поплатившемся за святотатство. Герой пьесы дон Хуан Тенорио открывает галерею образов Дон Жуана в мировой литературе. В интерпретации Т. де М. он — скептик, наделённый разрушительным умом, отрицающий всякую мораль и движимый исключительно эгоистическими побуждениями. В России Т. де М. стал популярным с конца 19 в.

Соч.: Obras dramáticas completas, t. 1—3, Madrid, 1946-58; Obras, Madrid, [1970] (Biblioteca de autores espanoles, v. 236); в рус. пер. — Комедии, [вступ. ст. В, Сплюнаса], Т.1-2, [М., 1969]; Толедские виллы,[предисл. Н. Томашевского, М., 1972].

Лит.: Кржевский Б. А., Статьи о зарубежной литературе, М.—Л., 1960; Nougué A., L'oevre en prose de Tirso de Molina Toulouse, [1962]; Maurel S., L'univers dramatique de Tirso de Molina. Thése, [P.], 1971.

С. И. Еремина.

Тирсо де Молина.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое тирсо де молина
Значение слова тирсо де молина
Что означает тирсо де молина
Толкование слова тирсо де молина
Определение термина тирсо де молина
tirso de molina это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины