Большая Советская энциклопедия - вагиф молла панах
Связанные словари
Вагиф молла панах
Вагиф Молла Панах (около 1717, деревня Салахлы, ныне Казахский район, ≈ 1797, г. Шуша), азербайджанский поэт и государственный деятель. Родился в крестьянской семье. Знал арабский и персидский языки. Учился у лучших ашугов-певцов музыке и пению, сам импровизировал песни. Был учителем (приставка «молла» к имени поэта связана с этой его деятельностью), затем везиром (министром иностранных дел) карабахского правителя. На этом посту проявил незаурядные способности дипломата. При его участии был заключён оборонительный союз между Карабахом, Грузией, Талышским и Эриванским ханствами против Ирана. Он же был инициатором переговоров с Россией, имевших целью заручиться её поддержкой. В 1797 власть в Карабахе была захвачена племянником Ибрагим-хана Мухаммед-беком Джеванширом, по повелению которого В. был убит вместе с сыном ≈ молодым поэтом Али-беком, дом его разгромлен. Произведения поэта в рукописях не сохранились и были собраны впоследствии по отдельным записям или из уст певцов. Первый сборник стихов В. был издан в 1856 М. Ю. Нерсесовым в Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск). Собиранием стихов В. усиленно занимался и М. Ф. Ахундов. Первое наиболее полное их собрание было издано в 1945 (русский перевод 1949). Своим поэтическим творчеством В. открыл новую страницу в азербайджанской поэзии, приблизив её к народу. Его лирика жизнерадостна; он трезво судит о реальной жизни, а её невзгоды стремится преодолеть силой разума, находя философский смысл даже в скорбях. Высшая награда человеку в этом мире ≈ любовь земная, почти языческая. В отличие от поэтов-романтиков, воспевавших возвышенно-жертвенную любовь к идеальной красавице, В. поэтизирует наслаждение, создаёт образы вполне реальных красавиц, весёлых проказниц («Фиалка», «Двух красавиц я славлю», «Грудь упругая прекрасна»). В поздние годы в стихах В. крепнет обычный для средневековой восточной лирики мотив «превратности судьбы»: бессилие человека перед лицом рока, провидения («Видади, ты на чёрствые эти сердца погляди»). Философская лирика проникается горечью («Кто совершенен, того постигают напасти судьбы») и ироническим отношением к миру обмана и зла («Я правду искал, но правды снова и снова нет»). В. вместе с Видади, старшим современником и другом, утвердил в азербайджанской поэзии ашугскую форму гошма, наиболее близкую к народному поэтическому творчеству, хотя своими великолепными газелями, мухаммасами, написанными в строго классической форме, отдал дань и поэтической школе Физули. Стихи В. поются поныне ашугами и певцами. Популярная народная поговорка гласит: «Не всякий, кто учится, сделается Молла-Панахом». Жизнь В. нашла художественное воплощение в драматической поэме С. Вургуна «Вагиф».
═ Соч.: Эсэрлэри, Бакы, 1960; Сечилмиш эсэрлэри, Бакы, 1968 (араб. шрифт): в рус. пер. ≈ Лирика, М., 1968
═ Лит.: Aзэpбajчaн эдэбиjjаты тарихи, ч. 1, Бакы, 1960: Дадашзадэ А., Молла Панаh Вагиф, Бакы, 1966; его же, Певец жизни (Раздумья о Вагифе), Б., 1968.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое вагиф молла панах
Значение слова вагиф молла панах
Что означает вагиф молла панах
Толкование слова вагиф молла панах
Определение термина вагиф молла панах
vagif molla panah это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):