Большая Советская энциклопедия - варламов
Связанные словари
Варламов
I
Варла́мов
Александр Егорович [15(27).11.1801, Москва, — 15(27).10.1848, Петербург], русский композитор. С 10 лет пел и обучался в Петербургской придворной певческой капелле. В 1819—23 учитель певчих в русской посольской церкви в Гааге. В 1823 возвратился на родину, преподавал пение в учебных заведениях и частных домах Петербурга и Москвы, выступал в концертах как певец и дирижёр. В 1832—44 служил в Московских театрах (помощником капельмейстера и «композитор музыки»). В 1834—35 издавал популярный нотный журнал «Эолова арфа». В 1840 выпустил «Полную школу пения» — первое на русском языке руководство по вокальной методике. В последние годы жизни (с 1845) работал над серией обработок для голоса с фортепьяно русских и украинских народных песен «Русский певец» (не окончил, вышли 43 песни).
Основная область творчества В. — романсы и песни (около 200). Большинство из них — на тексты русских поэтов (М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета). В. — один из крупнейших мастеров вокальной лирики 1-й половины 19 в. Его романсы и «русские песни» пользовались большим успехом у массовой аудитории. Популярности В. способствовала стилистическая близость его музыки жанру городского бытового романса, а также органичное претворение во многих произведениях композитора элементов русского музыкального фольклора. Некоторые песни В. стали народными («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метёт»). Щедро одарённый мелодист, В. создал сочинения, отличающиеся большим разнообразием, пластичностью вокального тематизма («На заре ты её не буди», «Белеет парус одинокий», «Я люблю смотреть в ясну ноченьку», «Ах ты, время, времечко» и др.). В. — автор музыки к драматическим спектаклям, в том числе «Рославлев» (совместно с А. Н. Верстовским), «Двумужница», «Ермак», «Муромские леса», «Гамлет» и др.; балетов «Забавы султана» (1834), «Хитрый мальчик и людоед» (по сказке Ш. Перро «Мальчик с пальчик», совместно с А. С. Гурьяновым, 1837); хоров, вокальных ансамблей и др.
Лит.: Сатин Х., Александр Егорович Варламов, «Советская музыка», 1948, № 8; Тынянов Е., На заре русского романсового творчества, там же: Листова Н. А., Александр Варламов. Его жизнь и песенное творчество, М., 1968 (библ.).
И. П. Кулясов.
II
Варла́мов
Константин Александрович [11(23).5.1849, Петербург, — 2(15).8.1915, там же], русский актёр. Сын композитора А. Е. Варламова. В юности участвовал в любительских спектаклях. В 1867 поступил в театр А. М. Читау-Огарёвой в Кронштадте. Большое влияние на творческое формирование молодого актёра оказали Читау-Огарёва и актриса А. И. Шуберт, ученица М. С. Щепкина. В течение 8 лет работал в провинции, выступал в драмах, комедиях, водевилях, опереттах. С 1875 актёр Александрийского театра. Всеобщее признание получил как актёр водевиля. Его игра была проникнута неиссякаемым оптимизмом, жизнерадостностью. Развивая в своём искусстве традиции Я. Д. Шумского (См. Шумский), А. Г. Ожогина, В. И. Живокини и др., В. прибегал к импровизации, злободневным шуткам. В его игре смелая буффонада сочеталась с психологически глубокой разработкой характеров, мастерством речевой характеристики образа, тонким лиризмом. Большим успехом пользовался В. также в русской сатирической комедии. В числе лучших ролей В.: Варравин («Дело» Сухово-Кобылина), Яичница («Женитьба» Гоголя), Большов («Свои люди — сочтёмся» Островского), Юсов («Доходное место» Островского) и др. В 80-е гг. В. тяжело заболел (слоновая болезнь). Не имея возможности свободно передвигаться по сцене, играл преимущественно сидя. До конца жизни оставался любимцем публики.
Лит.: Старк Э., Царь русского смеха, П., 1910; Крыжицкий Г., Константин Александрович Варламов, М. — Л., 1946; Кара С., Варламов, Л., 1969.
К. А. Варламов.
К. А. Варламов в роли Бабушки (балет «Тщетная предосторожность» П. Л. Гертеля).
К. А. Варламов в роли Яичницы («Женитьба» Н. В. Гоголя).
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978