Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - вебер карл мария фон

Вебер карл мария фон

Вебер (Weber) Карл Мария фон (18 или 19.11.1786, Эйтин, ‒ 5.6.1826, Лондон), немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель. Создатель немецкой романтической оперы. Родился в семье музыканта и театрального антрепренёра. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца. В. не получил ни общего, ни музыкального систематического образования. Уроки музыки, которые В. брал у Г. Фоглера, М. Гайдна и др., способствовали развитию его исполнительского и творческого дарования. В 17 лет В. концертировал как пианист, был автором трёх опер («Сила любви и вина», «Немая лесная девушка», «Петер Шмоль и его соседи»). С 1804 В. работал как дирижёр оперных театров (Бреславль, Карлсруэ, Штутгарт, Мангейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин). В 1813‒17 возглавлял оперный театр в Праге. С 1817 до конца жизни руководил немецким музыкальным театром в Дрездене. Деятельность В. проходила в условиях национального общественного подъёма, начавшегося в Германии после Тильзитского мира (1807). Это определило мировоззрение, направленность творчества В., сформировало его передовые эстетические взгляды. В операх, созданных В. в эти годы («Рюбецаль», 1805; «Сильвана», 1810; «Абу Гасан», 1811), определяются новые черты стиля композитора: интерес к народно-бытовым и сказочным сюжетам, связь с музыкальным фольклором, восточный музыкальный колорит и т.д. Значительной вехой в творческом развитии В. был 1814, когда в дни празднования победы над Наполеоном в Германии, в атмосфере подъёма национальных чувств появились песни В., проникнутые идеей освободительной борьбы (на стихи Т. Кернера). Сборник «Лира и меч», а также героико-патриотическая кантата «Битва и победа» (1815) на текст Вольбрука принесли В. известность в Германии.

Вершиной творчества В. и самым популярным его произведением является опера «Вольный стрелок» («Фрейшюц»), поставленная в Берлине в 1821 под управлением автора. С этого времени начинается интенсивное развитие романтической оперы с типичным для неё слиянием быта и фантастики. В опере нашли отражение народный сюжет, яркие картины крестьянского и охотничьего быта, поэтические образы природы. В этом произведении В. опирался на народное музыкальное творчество, широко использовал бытовые жанры (вальс, марш, различные народно-песенные формы). Оперу отличают также общий романтический колорит, новизна музыкально-гармонических средств и тембровых красок, действенная роль лейтмотивов, усиление значения оркестра. В. не только обобщил искания композиторов раннего периода развития музыкального романтизма (Э. Т. А. Гофман, Л. Шпор), но и подготовил своим творчеством появление принципов музыкальной драматургии Р. Вагнера. Опера В. «Эврианта» (постановка 1823, Вена, под управлением автора) утвердила новый тип многоплановой историко-легендарной рыцарской оперы. Последняя опера В. «Оберон» (постановка 1826, Лондон, под управлением автора) открыла жанр сказочной романтической оперы со светлым миром народно-фантастических образов.

В. также принадлежат неоконченная опера «Три Пинто» (1821, завершена Г. Малером в 1888), музыка к семи драматическим пьесам, в том числе «Турандот» Шиллера, «Прециоза» Вольфа (1820) и большое количество хоровых, сольных и ансамблевых вокальных произведений. В области инструментальной музыки В. наиболее известны концерты для духовых инструментов с оркестром (3 для кларнета; для фагота, валторны). Фортепьянная пьеса «Приглашение к танцу» (1819), переложенная Г. Берлиозом для оркестра (1841), и «Концертштюк» для фортепьяно с оркестром (1821) сыграли значительную роль в развитии программной инструментальной музыки и новых концертных жанров, основанных на бытовой танцевальной музыке (вальс).

В. ‒ автор музыкально-критических и литературных работ, в том числе неоконченного романа «Жизнь музыканта».

Лит.: Ферман В., Оперный театр, М., 1961; Хохловкина А., Западноевропейская опера, М., 1962: Кенигсберг А., Карл-Мария Вебер, М. ‒ Л., 1965; Laux К., С. М. von Weber, Lpz., 1966; Мoser H. J.. С. М. von Weber. Leben und Werk, 2 Aufl., Lpz., 1955.

С. Н. Питина.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое вебер карл мария фон
Значение слова вебер карл мария фон
Что означает вебер карл мария фон
Толкование слова вебер карл мария фон
Определение термина вебер карл мария фон
veber karl mariya fon это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины