Большая Советская энциклопедия - врубель михаил александрович
Связанные словари
Врубель михаил александрович
В 1884‒89 В. жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей (в том числе композицию над хорами «Сошествие святого духа», масло, 1884) в Кирилловской церкви, эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (в том числе четыре варианта композиции «Надгробный плач» ‒ все акварель, графитный карандаш, Киевский музей русского искусства), портрет-картину «Девочка на фоне персидского ковра» (1886, там же). В поисках большей духовности, монументальности и пластической выразительности произведений В. обращается к опыту классического искусства. Однако он далёк от стилизации или подражания. В характерной манере В., живописца и рисовальщика, творчески преломились декоративность и обострённая экспрессия византийского и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Резкий, ломающийся штрих, сопоставление нескольких планов в изображении предмета, расчленение объёма на множество взаимосвязанных пересекающихся граней и плоскостей, широкий мозаичный мазок, лепящий форму, напоминающее витраж горение красок и эмоциональные цветовые сочетания становятся в творчестве В. (окончательно манера В. сложилась в начале 1890-х гг.) пластическими средствами выражения того тревожного и драматического восприятия мира, которое во многом определяет своеобразие его творчества.
В творчестве В. киевского периода впервые проявилось характерное для В. противоречие между мечтой о художественном преображении мира, о воплощении высокого и прекрасного в человеке в величавых образах монументального искусства и буржуазной действительностью, которая не давала В. возможности средствами своего искусства утверждать гуманистические идеалы (величественные монументальные замыслы В. не были осуществлены, он выполнял лишь панно для буржуазных особняков). С тягой В. к монументальному искусству связаны декоративные поиски, которые определяют его творчество в 1890-е гг., когда В., переселившись в Москву (в конце 1889), вошёл в абрамцевский художественный кружок мецената С. И. Мамонтова (см. Абрамцево). В эти годы В. выполняет панно и станковые произведения («Венеция», 1893, Русский музей; «Испания», около 1894 и «Гадалка», 1895, ‒ оба в Третьяковской галерее), участвует в оформлении спектаклей (опер Н. А. Римского-Корсакова «Садко», 1897, «Царская невеста», 1899, «Сказка о царе Салтане», 1900, ‒ все в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова), создаёт эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской («Египтянка», «Мизгирь», «Купава» ‒ все 1899‒1900, Третьяковская галерея), выступает в роли архитектора (проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве, 1891) и мастера прикладного искусства. В эти же годы В. работает над иллюстрациями к произведениям М. Ю. Лермонтова («Измаил-бей», акварель, белила, тушь, сепия, Третьяковская галерея и Литературный музей, Москва, и «Герой нашего времени», акварель, белила, Третьяковская галерея, ‒ все 1890‒91). Главной темой творчества В. в московский период стала тема Демона. В «Демоне» (1890, Третьяковская галерея) и иллюстрациях к одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова (акварель, белила, 1890‒91, Третьяковская галерея, Русский музей и другие собрания) В. в символической форме ставит «вечные» вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего своё одиночество. Эпоха тяжёлых социальных противоречий и общественного разлада, бунтарские настроения предреволюционной поры ‒ всё это оказывало воздействие на работу В. над темой Демона, которая завершилась «Демоном поверженным» (1902, Третьяковская галерея). Необычность изломанных форм «Демона поверженного» подчёркивает его гибель, обречённость, а также отражает огромное внутреннее напряжение художника, его лихорадочные поиски образа подлинно трагедийной силы. В. исполнил ряд портретов, отличающихся философской глубиной образа, стремлением подчеркнуть необычное в модели (портреты С. И. Мамонтова, 1897, К. Д. Арцыбушева, 1897, Н. И. Забелы-Врубель, 1898, ‒ все в Третьяковской галерее.: портрет сына, акварель, белила, графитный карандаш, 1902, Русский музей). В 1900-е гг. творчество В. приобретает характер трагической исповеди, в нём нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм, а порой и черты болезненного надлома (с 1902 В. страдал тяжёлой душевной болезнью и в 1906 ослеп). В эти годы лучшими произведениями. В. становятся графические портреты, замечательные острой проницательностью характеристик и конструктивной чёткостью построения форм (портрет Ф. А. Усольцева, карандаш, 1904, частное собрание, Москва; «После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель», пастель, уголь, 1905, портрет В. Я. Брюсова, уголь, сангина, мел, 1906, ‒ оба в Третьяковской галерее). Человеческая одухотворённость свойственна и сравнительно немногочисленным у В. пейзажным работам («Дерево у забора», графитный карандаш, 1903‒04, Третьяковская галерея), натюрмортам («Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан», графитный карандаш, Русский музей, Ленинград).
Лит.: Яремич С. П., М. А. Врубель, М., [1911]; Иванов А. П., Врубель, 2 изд., П., 1916; М. А. Врубель, Выставка произведений. Каталог, М., 1957; Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Вступ. ст. Э. П. Гомберг-Вержбинской, Л. ‒ М., 1963]; Врубель. Рисунки к произведениям М. Ю. Лермонтова. Ред.-составитель М. И. Флекель. Автор текста А. А. Сидоров, Л., 1964; М. А. Врубель. 1856‒1910. [Альбом. Вступ. ст. («Природа и человек в искусстве Врубеля») ‒ А. А. Фёдорова-Давыдова]. М., 1968.
В. И. Ракитин, В. М. Петюшенко.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978