Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - выспяньский

Выспяньский

(Wyspianski)

Станислав (15.1.1869, Краков, — 28.11.1907, там же), польский писатель, художник, театральный деятель. Родился в семье скульптора. Учился в краковской Школе изящных искусств (1884—95, с перерывами) у Яна Матейки и в академии Коларосси в Париже (1891—94). Один из основателей (1897) и видный участник краковского художественного объединения «Искусство». В изобразительном искусстве В. стремился к воплощению национального начала в рамках стиля «Модерн». В эскизах витражей для францисканского костёла и собора на Вавеле в Кракове (1896—1906) В. использовал как средства выразительности гибкие, вибрирующие контурные линии и пятна чистых цветов. Принимая участие в издании журнала «Zycie», В. создал новый тип оформления книги, достигнув декоративного единства шрифта и мягкого по ритму стилизованного растительного орнамента. Пастельным портретам и пейзажам В. свойственны обобщённая, выразительная манера рисунка, тонкая поэзия и одухотворённость. В. работал и в области декоративного искусства (оформление интерьера дома Медицинского общества в Кракове, около 1905; эскизы мебели, тканей, изделий из металла).

Пьесы и рапсоды В. посвящены древнему прошлому Польши («Легенда», 1897: «Болеслав Смелый», 1900; «Казимеж Великий», 1900); исторические драмы поднимают проблематику польского романтизма и национально-освободительного движения («Варшавянка», 1898; «Легион», 1900; «Ноябрьская ночь», 1904); пьесы на сюжеты древнегреческих мифов трактуют современные события в духе античной трагедийности («Мелеагр», 1898; «Проклятие», 1899; «Возвращение Одиссея», 1907). Вершина творчества В. — метафорическая драма-памфлет и драма-сказка «Свадьба» (1901), в которой, как и в других современных политических драмах («Освобождение», 1903; «Акрополь», 1904), он ставит вопрос о путях национально-освободительной борьбы, изображает распад польского буржуазного общества. Для творчества В. характерны сочетание реалистического видения мира с символикой, монументальность и синтетичность, использование одновременно словесных, музыкальных, пластических средств, что проявилось и в его режиссёрской деятельности.

Соч.: Dziela zebrane, t. 1—15, Kr., 1958—1968; Poezje, Warsz., 1957; в рус. пер. — Драмы. [Вступ. ст. Б. Ростоцкого], М., 1963.

Лит.: С. Выспянский и художники его времени. Каталог выставки, М., 1958; Витт В., Станислав Выспянский, в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969; Skierkowska Е., Plastyka St. Wyspiańskiego, Wr. — Kr., 1958; Łempicka A., Stanisław Wyspiański, в кн.: Obraz literatury polskiej XIX i XX wieku, ser. 5 — Literatura okresu Młodej Polski, t. 2, Warsz., 1967 [имеется библ.]; Stanisław Wyspiański, [2 wyd.], Warsz., 1967; Stokowa М., Stanisław Wyspiański. Monografia bibliograficzna, [t. 1—3], Kr., [1967—68].

Л. И. Тананаева, В. В. Витт.

С. Выспяньский.

С. Выспяньский. Портрет девочки. Пастель. 1895. Национальный музей. Познань.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое выспяньский
Значение слова выспяньский
Что означает выспяньский
Толкование слова выспяньский
Определение термина выспяньский
vyspyanskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины