Современная энциклопедия - возрождение
Связанные словари
Возрождение
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс>), эпоха> в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер>, гуманистическое мировоззрение>, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда название). Культура> Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средних веков к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый стиль>.
Вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии, где Возрождение подразделяется на Раннее, Высокое и Позднее, 14 16 веков, в других странах 15 17 веков), его территориальное распространение и национальные особенности дискутируется в современной науке. Переломное значение> эпохи особенно ярко проявилось в архитектуре и образовании, искусстве.
Для деятелей Возрождения характерны стремление к реалистическому познанию мира и человека, вера в творческие возможности и силу разума, утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, представление о стройной закономерности мироздания. В архитектуре ведущую роль заняли: новые церковные (центрические) здания, общественные сооружения, дворцы, величественно-ясные, гармоничные по пропорциям и соразмерные человеку (Ф. Брунеллески>, Л.Б. Альберти>, Д. Браманте> и другие в Италии, П. Леско и другие во Франции). В живописи и скульптуре (Мазаччо, Донателло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи>, Микеланджело>, Рафаэль, Тициан и другие в Италии, Ян ван Эйк, П. Брейгель в Нидерландах, А. Дюрер, М. Грюневальд, Х. Хольбейн Младший и другие в Германии, Ж. Фуке, Ж. Гужон> и другие во Франции) воплощены героические представления о человеке (нередко с трагическим оттенком), освоены методы убедительного воплощения пространства, света, анатомически правильно построенной человеческой фигуры, интерьера, пейзажа. Литература> Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533 52) Ф. Рабле, драмы У. Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605 15) М. Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес> к античности с обращением к народной культуре, пафос> комического с трагизмом бытия. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, героическая поэма> Л. Ариосто>, философский трактат> Эразма Роттердамского "Похвала Глупости" (1511), эссе М. Монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения. В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивались вокальная и инструментальная полифония>, жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, шансон> во Франции, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал>) и инструментальной музыки; эпоха> завершается появлением новых академических музыкальных жанров сольной песни, кантаты, оратории и оперы. В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (М. Фичино и др.) и пантеизма (Дж. Бруно и др.), были сделаны выдающиеся открытия в области географии (смотри Великие географические открытия), астрономии (разработка Н. Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (А. Везалий>) и других наук. .