Поиск в словарях
Искать во всех

Сводная энциклопедия афоризмов - эпиктет

Эпиктет

(ок. 50 — ок. 140 гг.) греческий философ-стоик, родился в Гиерополе (Фригия), жил в Риме

Свободный — это тот, у кого все происходит в соответствии с его свободой воли и кому никто не может помешать. Что же, сумасбродство ли свобода? Ни в коем случае! Ведь безумие и свобода несовместимы.

Таких, которые толкуют о стоических рассуждениях, вы можете показать тьму. Да разве в эпикурейских они разбираются не с такой же обстоятельностью? (…) Покажите же мне кого-нибудь, кто болеет, и все же счастлив, кто в опасности, и все же счастлив, кто умирает, и все же счастлив. Покажите. Я жажду, клянусь богами, увидеть какого-нибудь стоика. (…) Сделайте мне такую милость, не откажите старому человеку увидеть зрелище, которого я до сих пор не видел.

Если кто-то — один, это не значит, что тем самым он и одинок, так же как если кто-то — в толпе, это не значит, что он не одинок.

Помни, что дверь открыта. Не будь труслив, но как дети, когда им не нравится игра, говорят: «Я больше не играю», так и ты, когда тебе что-то представляется таким же, скажи: «Я больше не играю» и удались, а если остаешься, то не сетуй.

Как хорошие участники трагедийного хора не могут петь одни, но могут вместе с многими, так некоторые не могут гулять одни. Человек, если ты кто-то, и один гуляй, и с самим собой беседуй, и не прячься в хоре. Пусть насмеются над тобой когда-нибудь, пусть оглядят тебя, пусть встряхнут тебя, для того чтобы ты узнал, кто ты.

Человек — это душонка, обремененная трупом.

Нет насилия, которое могло бы лишить нас свободы выбора.

«Лаская своего ребенка, — говорил Эпиктет, — следует сказать самому себе: быть может, завтра он умрет». — «Но ведь это — накликание беды». — «Ничего подобного, — отвечал он, — это обозначение одного из действий природы. Иначе и слова: „Колосья пожинаются“ — также являлись бы накликанием беды».

Пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного.

Удивительна наша природа и жизнелюбива (…). Нет ничего противнее, гаже нашего тела, и все же мы любим его и хвалим; если нужно было бы походить только пять дней на наших ближних, мы не согласились бы на это. Представь себе, как приятно вставать рано поутру и чистить другому зубы или, когда справит свои естественные надобности, мыть ему седалище. Надо только удивляться, как это мы любим то, что ежедневно требует столько ухода, сопряженного с неприятностями.

Один молодой хвастун говорил в театре, что он умен, потому что беседовал со многими философами. Эпиктет заметил ему: «Вот и у меня много знакомых богачей, а все же я не богач».

Настоящая мудрость есть не что иное, как умение выяснять и устанавливать истинную меру добра и зла; и задача всякого разумного человека состоит в том, чтобы прикладывать эту меру ко всем делам жизни.

Истинное добро заключается в правильных понятиях и в добрых желаниях. Истинное зло — в неправильных понятиях и в порочных желаниях.

Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.

Зависть — враг счастливых.

Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну и звезды, и наслаждаться дарами земли и моря — он не одинок и не беспомощен.

Когда ты чем-нибудь мирским встревожен или расстроен, то вспомни, что тебе придется умереть, и тогда то, что тебе раньше казалось важным несчастьем и волновало тебя, станет в твоих глазах ничтожной неприятностью, о которой не стоит и беспокоиться.

Чем реже удовольствие, тем оно приятнее.

Нужно позволить себе не всякие удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного.

С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им.

Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место.

Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек.

Чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать.

Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом — не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.

Если хочешь быть беспристрастным судьею, смотри не на обвинителя, а на самое дело.

Где человек находится противясь, там его тюрьма.

К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас.

Выдерживай и воздерживайся.

Не то жалко, что человек лишился своих денег, дома, имения, — все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство.

С безумным не умножай речи, а к неразумному не ходи.

В несчастье познается друг и изобличается враг.

Любовь свойственна только здравомыслящему человеку.

Строгость отца — прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, чем горького.

Владей страстями, иначе страсти овладеют тобою.

Умный борется со страстью, глупец — становится ее рабом.

Кто крепок телом, может терпеть и жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.

Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.(Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. М.: Просвещение; 2006.)

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое эпиктет
Значение слова эпиктет
Что означает эпиктет
Толкование слова эпиктет
Определение термина эпиктет
epiktet это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):