Сводная энциклопедия афоризмов - фонвизин д.и
Фонвизин д.и
Фонвизин Денис Иванович (1744 1792)
Русский писатель, драматург, публицист.
Афоризмы, цитаты -
Фонвизин Д.И. биография
• Слава Богу, что на вранье пошлин нет! Ведь куда бы какое всем нам было разорение!
• Начинаются чины перестает искренность.
• Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь.
• У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце.
• Когда же то тебя так сильно изумляет,
• Что ни'зка тварь корысть всему предпочитает
• И к счастию бредет презренными путьми, -
• Так, видно, никогда ты не жил меж людьми.
• __________
• "Всеобщая придворная грамматика", 1786 *)
• Придворная Грамматика есть наука хитро льстить языком и пером. ... Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным приятна, а льстецу полезна.
• Что есть придворная, ложь? Есть выражение души подлой пред душою надменною. Она состоит из бесстыдных похвал большому барину за те заслуги, которых он не делал, и за те достоинства, которых не имеет.
• Какие люди обыкновенно составляют двор? Гласные и безгласные.
• Чрез гласных разумею тех сильных вельмож, кои по большей части самым простым звуком, чрез одно отверстие рта, производят уже в безгласных то действие, какое им угодно. Например: если большой барин, при докладе ему о каком-нибудь деле, нахмурясь скажет: О! того дела вечно сделать не посмеют, разве как-нибудь перетолкуют ему об оном другим образом, и он, получа о деле другие мысли, скажет тоном, изъявляющим свою ошибку: А! тогда дело обыкновенно в тот же час и решено. Сколько у двора бывает гласных? Обыкновенно мало: три, четыре, редко пять.
• Но между гласными и безгласными нет ли еще какого рода? Есть: полугласные, или полубояре. Что есть полубоярин? Полубоярин есть тот, который уже вышел из безгласных, но не попал еще в гласные; или, иначе сказать, тот, который пред гласными хотя еще безгласный, но пред безгласными уже гласный. Что разумеешь ты чрез придворных безгласных? Они у двора точно то, что в азбуке буква ъ, то есть, сами собою, без помощи других букв, никакого звука не производят.
• Что при словах примечать должно? Род, число и падеж. Что есть придворный род? Есть различие между душою мужескою и женскою. Сие различие от пола не зависит; ибо у двора иногда женщина стоит мужчины, а иной мужчина хуже бабы. Что есть число? Число у двора значит счет: за сколько подлостей сколько милостей достать можно; а иногда счет: сколькими полугласными и безгласными можно свалить одного гласного; или же иногда, сколько один гласный, чтоб устоять в гласных, должен повалить полугласных и безгласных. Что есть придворный падеж? Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости. Впрочем, большая часть бояр думает, что все находятся перед ними в винительном падеже; снискивают же их расположение и покровительство обыкновенно падежом дательным.
• Сколько у двора глаголов? Три: действительный, страдательный, а чаще всего отложительный.
• Какие наклонения обыкновенно у двора употребляются? Повелительное и неопределенное.
• Какой глагол спрягается чаще всех и в каком времени? Как у двора, так и в столице никто без долгу не живет, для того чаще всех спрягается глагол: быть должным. (Для примера прилагается здесь спряжение настоящего времени чаще всех употребительнейшего):
• Я должен. Мы должны.
• Ты должен. Вы должны.
• Он должен. Они должны.
• Спрягается ли сей глагол в прошедшем времени? Весьма редко: ибо никто долгов своих не платит. А в будущем? В будущем спряжение сего глагола употребительно: ибо само собою разумеется, что всякий непременно в долгу будет, если еще не есть.
• *) Текст "Всеобщая придворная грамматика" в Библиотеке Максима Мошкова
• "Недоросль", 1781 *)
• А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? (г-жа Простакова)
• Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну да извольте отдавать портному. (Тришка; портной)
• Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение! (г-жа Простакова)
• Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет. (Тришка)
• Еще он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот. (г-жа Простакова)
• Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего. (Тришка)
• Где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно, и что угнетать рабством себе подобных беззаконно. (Стародум)
• Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. (Стародум)
• Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И, во-первых, толпа скаредных льстецов всеминутно силится уверять его, что люди сотворены для него, а не он для людей. (Стародум)
• Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет. (Стародум)
• Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми... (Правдин)
• Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может выйти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош будет. (Стародум)
• Справедливо. Великий государь дает... (Правдин)
• Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин. (Стародум)
• Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании. .. (Правдин)
• Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин. (Стародум)
• Я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения. (Стародум)
• Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом. (Стародум)
• Век живи, век учись, друг мой сердешный! (г-жа Простакова Митрофану)
• Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы. (...) Без нее (без души) просвещеннейшая умница жалкая тварь. (С чувством.) Невежда без души зверь. (Стародум)
• Взяв отставку, приехал я в Петербург. Тут слепой случай завел меня в такую сторону, о которой мне отроду и в голову не приходило. (...) Меня взяли ко двору. (Стародум)
• Как же вам эта сторона показалась? (Правдин)
• Любопытна. Первое показалось мне странно, что в этой стороне по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее. (Стародум)
• Хоть крюком, да просторна ли дорога? (Правдин)
• А такова-то просторна, что двое, встретясь, разойтиться не могут. Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земи. (Стародум)
• Так поэтому тут самолюбие... (Правдин)
• Тут не самолюбие, а, так назвать, себялюбие. Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся. Ты не поверишь: я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки. (Стародум)
• Но те достойные люди, которые у двора служат государству... (Правдин)
• О! те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних. (Стародум)
• *) Текст "Недоросль" в Библиотеке Максима Мошкова
• От двора выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого. Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. (Стародум)
• Итак, вы отошли от двора ни с чем? (Правдин)
• Как ни с чем? Табакерке цена пятьсот рублев. Пришли к купцу двое. Один, заплатя деньги, принес домой табакерку. Другой пришел домой без табакерки. И ты думаешь, что другой пришел домой ни с чем? Ошибаешься. Он принес назад свои пятьсот рублев целы. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила. (Стародум)
• С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно. (Правдин)
• Призывать? А зачем? (Стародум)
• За тем, за чем к больным врача призывают. (Правдин)
• Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится. (Стародум)
• А кто богат? Да ведаешь ли ты, что для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь. (Стародум)
• Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою. Нет, мой друг! Наличные деньги не наличные достоинства. Золотой болван* (* статуя) все болван. (Стародум)
• Со всем тем мы видим, что деньги нередко ведут к чинам, чины обыкновенно к знатности, а знатным оказывается почтение. (Правдин)
• Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам. (Стародум)
• Так веселым пирком, да за свадебку. (г-н Скотинин; брат г-жи Простаковой)
• Ты хоть для виду поучись... (г-жа Простакова)
• Ну! А там что? (Митрофан; сын г-жи Простаковой, недоросль)
• А там и женишься. (г-жа Простакова)
• Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору. (Митрофан)
• Придет час воли божией! (г-жа Простакова)
• Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. (Митрофан)
• Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать. (...) Задавай же зады, поворачивайся. (Митрофан; сын г-жи Простаковой, недоросль)
• Все зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься. (Цыфиркин; отставной сержант, учитель математики)
• Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави! (г-жа Простакова)
• Задача. Изволил ты, на приклад* (* например), итти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое... (Цыфиркин; отставной сержант, учитель математики)
• Трое. (Митрофан; сын г-жи Простаковой, недоросль)
• На дороге, на приклад же, триста рублей. (Цыфиркин)
• Триста. (Митрофан)
• Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата? (Цыфиркин)
• Единожды три три. Единожды нуль нуль. Единожды нуль нуль. (Митрофан)
• Что, что, до дележа? (г-жа Простакова)
• Вишь триста рублей, что нашли, троим разделить. (Митрофан)
• Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. (г-жа Простакова)
• Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублей. (Цыфиркин; отставной сержант, учитель математики)
• Десять. (Митрофан; сын г-жи Простаковой, недоросль)
• Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять. (...) Сколько бы ж на год? (Цыфиркин)
• Нуль да нуль нуль. Один да один... (Митрофан)
• Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет что считать? Деньги есть сочтем и без Пафнутьича хорошохонько. (г-жа Простакова)
• Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет. Они всею силою стараются развратить невинное сердце, чтобы унизить его до себя самих. (Стародум)
• Возможно ль, дядюшка, чтоб были в свете такие жалкие люди, в которых дурное чувство родится точно от того, что есть в других хорошее. Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными. (Софья; племянница Стародума)
• Они жалки, это правда; однако для этого добродетельный человек не перестает итти своей дорогой. Подумай ты сама, какое было бы несчастье, ежели б солнце перестало светить для того, чтоб слабых глаз не ослепить? (Стародум)
• Да скажите же мне, пожалуйте, виноваты ли они? Всякий ли человек может быть добродетелен? (Софья)
• Поверь мне. Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала. (Стародум)
• Кто ж остережет человека, кто не допустит до того, за что после мучит его совесть? (Софья)