Сводная энциклопедия афоризмов - иероним стридонский
Иероним стридонский
Проводящему черту по чужим линиям трудно где-нибудь не выступить из них, и в хорошо сказанном на чужом языке очень нелегко сохранить ту же красоту в переводе. (…) Если перевожу буквально, то выходит нескладно; если по необходимости что-нибудь изменяю (…), то покажется, что я отступил от обязанности переводчика.
Страх Божий изгоняет страх человеческий.
Самое девство есть плод брака.
И святые могут впадать в зависть.
Вино и молодость — двойное воспламенение для чувственности. Зачем же подливать масла в огонь?
Хвалю брак, хвалю супружество, но лишь потому, что от брака рождаются девственные люди.
(Обращаясь к матери девственницы («невесты Христовой»):) Ты стала тещею Господа.
Когда подаешь милостыню, пусть видит только Бог. Когда постишься, да будет радостным лицо твое. (…) Не старайся казаться набожной и смиренной более, чем нужно; не ищи славы, избегая ее.
Если (…) я начинал (…) читать пророка, меня ужасала грубость речи, и, не видя слепыми очами солнца, я думал, что это вина не глаз, а солнца.
Обращение никогда не может быть поздним. Разбойник вошел с креста в рай.
(Об обучении девочки:) Бранить ее не следует, но нужно возбуждать ее способности похвалами (…). Больше всего следует остерегаться, чтобы она не возненавидела учение, чтобы отвращение к нему, сложившееся в детстве, не перешло за молодые годы.
Само произношение букв и первые начатки учения иначе преподаются ученым, и иначе — невеждой.
Усвоить дурное очень легко, и если не в силах бываешь подражать добродетелям других, то быстро перенимаешь их пороки.
Для воздержания безопаснее не знать того, к чему бы ты мог устремиться.
Не нравятся мне долгие и неумеренные посты в очень молодые годы (…). Из опыта научился я, что молодой осел, устав на пути, делает повороты с дороги.
Когда подумаю о себе, что достиг уже верха добродетелей, окажусь только в начале пути.
Единственное совершенство для людей в том, если они сознают себя несовершенными.
Вымыслу легче верить, его охотно слушают и даже побуждают придумать его, (…) когда он еще не существует.
В оправдание собственной виновности думают: нет святых, все достойны порицания.
Лицо есть зеркало души.
(О положении вдовы, выходящей замуж вторично:) Живой муж станет завидовать мертвому.
Греческий мудрец Фемистокл (…), проживши 107 лет, (…) сказал, что ему жаль расставаться с жизнью в то время, когда он только начал быть умным.
Учись тому, чему сам учишь.
Когда ты учишь в церкви, возбуждай не крик одобрения, но плач в народе. Слезы слушателей — вот твоя похвала.
Пусть необразованный и простой брат не считает себя святым потому, что ничего не знает; пусть также брат искусный и красноречивый не полагает святость в красноречии.
Святая необразованность полезна только для себя, и насколько создает церковь добродетельною жизнью, настолько же вредит церкви, если не противится разрушающим ее.
В одном и том же изречении иное услышит ученый; иное — неученый.
Будем жить, как ничего не имеющие и всем обладающие.
В переводе (…), кроме перевода Священного Писания, в котором и расположение слов есть тайна, я передаю не слово в слово, а мысль в мысль.
Я всегда (…) переводил не слова, а мысли.
Не болтливое невежество, а святая простота для меня всегда были предметом уважения.
Сколько и теперь людей, которые долго исполняют свои обязанности, а между тем не более как повапленные гробы, наполненные костями мертвых? Непродолжительный жар лучше продолжительной теплоты.
Достойно похвалы не то, что ты был в Иерусалиме, а то, что ты хорошо жил в Иерусалиме. (…) Места крестной смерти и воскресения доставляют пользу тем только, кои несут крест свой и ежедневно воскресают со Христом (…). Небесный храм равно виден и из Иерусалима, и из Британии, ибо Царство Божие внутри нас.
Имей простоту голубя, чтобы не злоумышлять против кого-нибудь, и мудрость змеи, чтобы самому не пасть под ковами других. Небольшая разница в пороке — обмануть ли, или быть обманутым христианину.
Будь умерен в скорби, помни эту истину: ничего чрезмерного; (…) не скорби, что потерял такого-то, а радуйся, что такого имел.
Не умер он, а переселился; переменил друзей, а не оставил их.
И для того, кто прожил десять лет, и для того, кто тысячу, одинаково (ничтожно) все прожитое, как только для обоих настал тот же конец жизни и необходимость неотвратимой смерти; разве только старец отходит с более тяжким бременем грехов.
Примечаешь ли ты, (…) когда стал ребенком, когда отроком, когда — юношей, когда мужем зрелого возраста, когда — стариком? Ежедневно мы умираем, ежедневно изменяемся, а считаем себя вечными!
Кого не могли мы удержать телесно, удержим в воспоминании; и с кем не можем разговаривать, о том не перестанем говорить.
Какое благо в здоровье — показывает болезнь.
Давать не бедным принадлежащее бедным — в некотором роде святотатство.
Поэта не может разгадать тот, кто не умеет сложить стиха.
Отец вразумляет только того, кого любит; учитель наказывает только того ученика, в котором замечает более сильные способности; врач уже отчаивается, если перестает лечить.
О если бы я имел книги всех авторов, чтобы косность ума вознаграждалась прилежанием в чтении!