Сводная энциклопедия афоризмов - клод-адриан гельвеций
Клод-адриан гельвеций
Клод-Адриан Гельвеций
(1715—1771 гг.) философ-просветитель
Большая или меньшая степень уважения, питаемая к автору, зависит от большего или меньшего сходства его идей с идеями читателя.
Большинство авторов ведут себя в своих сочинениях так, как светские люди за беседой: занятые только тем, чтобы нравиться, они мало заботятся о том, как достигнуть этого — ложью или истиной.
Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия.
Великие умы доходят равным образом и до великих пороков, и до великих добродетелей.
Верный способ судить о характере и уме человека по выбору им книг и друзей.
В любой отрасли знания появление превосходной книги предполагает наличие множества плохих книг.
Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками.
Воспитание делает нас тем, чем мы являемся.
Все без исключения религии проникнуты фанатизмом и удовлетворяют его потоками человеческой крови.
Все искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия, способные развить в них зачатки ума и добродетели.
Все ограниченные люди стремятся постоянно опозорить людей основательного и широкого ума.
Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество.
Глубокие идеи похожи на чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.
Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять: ее нужно лишь направлять на достойные цели.
Гуманность в человеке есть результат воспоминания о страданиях, которые ему знакомы либо по собственному опыту, либо по опыту других людей.
Двумя обычными причинами несчастья людей являются, с одной стороны, незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми, а с другой — мнимые потребности и безграничные желания.
Добродетель — это только мудрость, которая заставляет согласовывать страсть с разумом и наслаждение с долгом.
Если кто-нибудь ищет общества образованных людей, если он живет обыкновенно с людьми, превосходящими его по уму, то он становится от этого просвещеннее.
Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить свое имущество, а только уменьши свою жадность.
Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу. Личный интерес часто вводит в заблуждение.
Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Желание есть движущая сила души; душа, лишенная желаний, застаивается. Нужно желать, чтобы действовать, и действовать, чтобы быть счастливым.
Желания — это цветы любви, а наслаждения — ее плоды.
Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.
Заблуждение всегда противоречит себе, истина никогда.
Задача искусства — волновать сердца.
Законы обязаны своей силой нравам.
Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
Из всех способов сделать человека гуманным и сострадательным самый верный состоит в том, чтобы приучить его с раннего возраста отождествлять себя с несчастными и видеть себя в них.
Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги.
Искусство политики — это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным.
Книга, достоинство которой заключается в тонкости наблюдений над природой человека и вещей, никогда не может перестать нравиться.
Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным.
…Лишь краткость человеческой жизни принуждает выдающиеся умы ограничивать себя, замыкаться в какой-либо одной отрасли знания.
Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели.
Лишь разрушив большинство религий, можно заложить в государствах основы здравой нравственности.
Любовь к истине — это наиболее благоприятное условие для нахождения ее.
Любовь к славе есть лишь желание нравиться себе подобным.
Любовь становится моральным грехом, когда она делается главным занятием. Она расслабляет тогда ум и заставляет деградировать душу.
Любовь у человека — мощный источник деятельности.
Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.
Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной.
Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль.
Между религией и добродетелью нет ничего общего.
Многие почему-то думают, что несправедливые завоевания менее позорят государства, чем кражи — отдельных лиц.
На земле нет ничего, более достойного уважения, чем ум.
Наука о человеке — это наука мудрецов.
Недостаток ума не следует объяснять недостатком памяти.
Нередко человек бывает слишком благоразумным, чтобы быть великим. Надо немного фанатизма, чтобы добиться славы и в литературе, и в государственных делах.
Нет ничего более опасного, чем страсти, которыми разум управляет в запальчивости.
Нет такого ложного суждения, которое не было бы следствием или наших страстей, или нашего невежества.
Обширность ума измеряется числом идей и сочетаний их.
Одинаковое счастье — быть победителем или побежденным в битвах любви.
Одни и те же добродетели оцениваются в разные времена по-разному, в зависимости от их полезности эпохе.
Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения.
Основа нравов людей заключается отнюдь не в их умозрительных принципах, а в их вкусах и чувствах.
Отождествлять бога и нравственность — значит впадать в идолопоклонство, значит обожествлять творения людей.
Очень трудно хвалить того, кто столь заслуживает похвалы.
Покровители невежества суть самые ожесточенные враги человечества.
Полное невежество приводит к полному тупоумию.
После храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости.
Прежде чем приступить к возведению дворца вселенной, сколько нужно еще добыть материала из рудников опыта!
При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.
Различие между умом и здравым смыслом заключается в различии причин, их порождающих. Первый является следствием сильных страстей, второй — следствием отсутствия их.
…Реформу нравов следует начать с реформы законов…
Самым мужественным государством бывает то, в котором лучше всего награждается доблесть и сильнее всего наказывается трусость.
Сентенции не создают героев.
Скажи мне, с кем ты близок, и я скажу, кто ты.
Скупые люди сходны с ипохондриками, которые живут в постоянном страхе, повсюду видят опасности и боятся разбиться от прикосновения к чему-либо.
Следует свой ум углублять, а не расширять, и, подобно фокусу зажигательного стекла, собрать все тепло и все лучи своего ума в одной точке.
Соревнование производит гениев, а желание прославиться порождает таланты.
Справедливость наших суждений и наших поступков — не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным.
Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество.
Степень ума, нужная, чтобы нам понравиться, служит довольно точною мерою нашего собственного ума.
С того момента, когда люди начинают отличать удовольствие от страдания, когда они испытывают зло и причиняют зло, имеется уже некоторое понятие о справедливости.
Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне.
Страсти — это пресмыкающиеся, когда они входят в сердце, и буйные драконы, когда они уже вошли в него.
…Страстям науки и искусства обязаны открытиями, а душа — благородством.
Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.
Существуют два способа самовосхваления: один — говорить хорошо о себе, второй — поносить других.
Счастье заключается не столько в обладании, сколько в процессе овладения предметом наших желаний.
Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать.
Только по поступкам мы судим о внутренних движениях, о мыслях, о действиях, о других чувствованиях.
Только рука друга может вырвать шипы из сердца.
Только тот может считать себя свободным от зависти, кто никогда не изучал себя.
Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других.
Тот, кто постоянно сдерживает себя, всегда несчастен из страха быть несчастным иногда.
Ты хочешь нравиться людям? Цени их ум.
…Удовольствие должно быть наградой за труд…
…Ум, если так можно выразиться, начинается там, где кончается здравый смысл.
Ум подобен здоровью: тот, кто им обладает, его не замечает.
Ученый может понимать невежду, потому что он сам был таковым в детстве; невежда же не может понимать ученого, ибо никогда таковым не был.
Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность.
…Физическая чувствительность вызвала у нас любовь к удовольствию и отвращение к страданию… затем чувства удовольствия и страдания посеяли и взрастили во всех сердцах семена себялюбия, которые, развиваясь, породили страсти, из коих проистекли все наши пороки и добродетели.
Часто жертвуют величайшими радостями жизни, чтобы гордиться тем, что они принесены в жертву.
Человек, не знакомый с искусством верховой езды, не возьмется давать советов, как объезжать лошадей. Но в морали мы бываем менее недоверчивы. Здесь мы всегда считаем себя знающими и способными подавать советы всем людям.
Человек является воспитанником всех окружающих его предметов, всех тех положений, в которые его ставит случай.
Человечность — это осмысленное чувство; только воспитание его развивает и укрепляет.
Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы.
Чтобы быть совершенно лишенным смелости, нужно быть совершенно лишенным желаний.
Чтобы достигнуть полного успеха, необходимо, чтобы к красоте стиля присоединились выдающиеся идеи. Без этого литературное произведение не может выдержать испытания временем.