Сводная энциклопедия афоризмов - монтень
Монтень
Монтень (Montaigne) Мишель де (1533 1592)
Французский писатель, политический деятель, философ, отличавшийся скептицизмом и стоицизмом. Среди произведений книга эссе "Опыты" (1580 1588).
Афоризмы, цитаты -
• Наружность мужчины служит весьма малым ручательством за него, но тем не менее, она представляет нечто значительное.
• Между одними людьми и другими дистанция гораздо большая, чем между некоторыми людьми и животными.
• Когда мы говорим, что страшимся смерти, то думаем прежде всего о боли, ее обычной предшественнице.
• Желание того, чего у нас нет, разрушает пользование тем, что у нас есть.
• Будемте остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо.
• Смерть одного есть начало жизни другого.
• Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что с ним происходит.
• Разве мошенничество становится менее гадким от того, что речь идет о нескольких су, а не о нескольких экю? Оно гадко само по себе.
• Что касается смерти, то ощущать ее мы не можем; мы постигаем ее только рассудком, ибо от жизни она отделена не более чем мгновением.
• Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.
• Если я лгу, я оскорбляю себя в большей мере, чем того, о ком солгал.
• Что касается пьянства, то этот порок насквозь телесный и материальный. Поэтому самый грубый из всех ныне существующих народов тот, у которого особенно распространен этот порок. Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его и поражает тело.
• Нашему телу свойственно более или менее одинаковое сложение и одинаковые склонности. Душа же наша бесконечно изменчива и принимает самые разнообразные формы, обладая при этом способностью приспосабливать к себе и к своему состоянию ощущения нашего тела и все прочие его проявления.
• Невежество бывает двоякого рода: одно, безграмотное, предшествует науке; другое, чванное, следует за нею.
• Вариант перевода:
• Невежество бывает двоякого рода: одно безграмотное, предшествует знанию, другое чванное, следует за ним. ("Энциклопедия афоризмов, средние века", Минск, "Современный литератор", 1999)
• Лучшие души те, в которых больше гибкости и разнообразия.
• Подобно тому как наше рождение принесло для нас рождение всего окружающего, так и смерть наша будет смертью всего окружающего.
• Чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она становится.
• Бывают люди, которые поправляются от одного вида лекарств.
• Душа извлекает для себя пользу решительно из всего. Даже заблуждения, даже сны и они служат ее целям: у нее все пойдет в дело, лишь бы оградить нас от опасности и тревоги.
• Наука пригодна лишь для сильных умов, а они весьма редки.
• Ради чего врачи с таким рвением добиваются доверия своего пациента, не скупясь на лживые посулы поправить его здоровье, если не для того, чтобы его воображение пришло на помощь их надувательским предписаниям?
• Мы не привыкли искать высшего нашего удовлетворения в душе и ждать от нее главной помощи, несмотря на то, что именно она единственная и полновластная госпожа и нашего состояния, и нашего поведения.
• Чтобы правильно судить о вещах возвышенных и великих, надо иметь такую же душу; в противном случае мы припишем им наши собственные изъяны.
• Я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром.
• Нет такой уловки или приема в пользовании оружием во время боя, которые мы сочли бы дурными, лишь бы они помогли отразить направленный на нас удар.
• Судьба поставляет нам только сырой материал, и нам самим предоставляется придать ему форму.
• Благоразумию также свойственны крайности, и оно не меньше нуждается в мере, чем легкомыслие.
• Все в человеке идет вместе с ним в гору и под гору.
• Игры детей вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
• В общении с людьми ум человеческий достигает изумительной ясности.
• Вместо того чтобы стремиться узнать других, мы хлопочем только о том, как бы выставить напоказ себя, и наши заботы направлены скорее на то, чтобы не дать залежаться своему товару, нежели чтобы приобрести для себя новый.
• Человек изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся существо.
• Если бы мне было дано вытесать себя по своему вкусу, то нет такой формы как бы прекрасна она ни была, в которую я желал бы втиснуться, с тем чтобы никогда уже с нею не расставаться.
• Судьба не приносит нам ни зла, ни добра, она поставляет лишь сырую материю того и другого и способное оплодотворить эту материю семя.
• Подобно тому как растения чахнут от чрезмерного обилия влаги, а светильники от обилия масла, так и ум человеческий при чрезмерных занятиях и обилии знаний, загроможденный и подавленный их бесконечным разнообразием, теряет способность разобраться в этом нагромождении и под бременем непосильного груза сгибается и увядает.
• В каждом государстве жажда славы растет вместе со свободой подданных и уменьшается вместе с ней: слава никогда не уживается с рабством.
• Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными.
• Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности.
• Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.
• Мы не можем обойтись без брака, и вместе с тем мы его принижаем. Здесь происходит то же, что наблюдается возле клеток: птицы, находящиеся на воле, отчаянно стремятся проникнуть в них; те же, которые сидят взаперти, так же отчаянно стремятся выйти наружу.
• Весло, погруженное в воду, кажется нам надломленным. Таким образом, важно не только то, что мы видим, но и как мы это видим.
• Привычка терпеливо трудиться это то же, что привычка терпеливо переносить боль.
• Чаще всего мы больше радуемся детским шалостям, играм и проделкам наших детей, чем их вполне сознательным поступкам в зрелом возрасте, словно бы мы их любили для нашего развлечения, как мартышек, а не как людей.
• Жениться, ничем не связывая себя, предательство.
• Жизнь сама по себе ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.
• Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся другими только потому, что умираем.
• Доблесть, которою так жаждут прославиться, может проявиться при случае столь же блистательно, независимо от того, надето ли на нас домашнее платье или боевые доспехи, находитесь ли вы у себя дома или в военном лагере, опущена ли ваша рука или занесена для удара.
• Народы, воспитанные в свободе и привыкшие сами править собою, считают всякий иной образ правления чем-то противоестественным и чудовищным. Те, которые привыкли к монархии, поступают ничуть не иначе. И какой бы удобный случай к изменению государственного порядка ни предоставила им судьба, они даже тогда, когда с величайшим трудом отделались от какого-нибудь невыносимого государя, торопятся посадить на его место другого, ибо не могут решиться возненавидеть порабощение.
• Картина стольких государственных смут и смен в судьбах различных народов учит нас не слишком гордиться собой.
• Полное согласие свойство для беседы весьма скучное.
• Пчелы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы собрать нектар, который они целиком претворяют в мед. Точно так же и то, что человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его собственным творением, то есть собственным его суждением.
• Шум оружия заглушает голос законов.
• Лучшее государственное устройство для любого народа это то, которое сохранило его как целое.
• Достойно похвалы деяние, а не сам человек.
• Те, кто расшатывают государственный строй, чаще всего первыми и гибнут при его крушении.
• Плоды смуты никогда не достаются тому, кто ее вызвал; он только всколыхнул и замутил воду, а ловить рыбу будут уже другие.
• Обвинениям в адрес самого себя всегда верят, самовосхвалению никогда.
• Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.
• Деревья и те как будто издают стоны, когда им наносят увечья.
• Любой человек может сказать нечто соответствующее истине, но выразить это красиво, разумно, немногословно смогут не столь уж многие. Вот почему меня раздражает не сказанное неверно по незнанию, а неумение сказать это хорошо.
• Природа приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.
• Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
• Любовь неистовое влечение к тому, что убегает от нас.
• Женщины нисколько не виноваты в том, что порою отказываются подчиняться правилам поведения, установленным для них обществом, ведь эти правила сочинили мужчины, и притом безо всякого участия женщин.
• Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни.
• Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле.
• Когда наукой пользуются, как должно, это самое благородное и великое из достижений рода человеческого.
• В природе нет ничего бесполезного.
• После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не знаю более несчастных, чем те, что им завидуют.
• Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его.
• Наука великое украшение и весьма полезное орудие.
• Настоящий друг это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.
• У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь рабом другого коня.
• Страх это страсть воистину поразительная, и врачи говорят, что нет другой, которая выбивала бы наш рассудок из положенной ему колеи в большей мере, чем эта.
• Величие победы измеряется степенью ее трудности.
• Ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует, не является ее принадлежностью.
• Трусость мать жестокости.
• От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.
• Первый признак порчи общественных нравов это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели и является первым требованием к правителю государства.
• Описывать прошлое меньший риск, чем описывать настоящее, ибо в этом случае писатель отвечает только за точную передачу заимствованного им у других.
• Истина не становится мудрее от своего возраста.
• Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие.
• Пусть детство смотрит вперед, старость назад: не это ли обозначали два лица Януса?