Поэтический словарь - двустишие
Двустишие
| Муза! не по | ра ли слог / | отменить твой | грубый, / / |
| И сатир уж | не писать? / | Многим те не | любы, / / | | И ворчит уж | не один, / | что где нет мне | дела, / / |
| Там мешаюсь | и кажу / | себя чрезчур | смела. / / |
(А. Кантемир)
В поэзии народов Ближнего и Среднего Востока Д. носит название бейт.
Д. является основой александрийского стиха, самого популярного в русской поэзии 18 в. и начала 19 в. Многие русские поэты пользовались формой Д., например Пушкин:
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Эту форму строфы применяли М. Лермонтов («Три пальмы») и особенно Н. Некрасов, у которого ряд произведений написан Д. — поэма «Саша», «Псовая охота», «Родина», «Дедушка Мазай и зайцы», «Свобода». На Д. построены такие известные стихотворения, как «Она веселой невестой была» А. Блока и «Баллада о гвоздях» Н. Тихонова.
Д. как строфу, нужно отличать от двустрочия, являющегося произвольным отрывком из стихотворения. См. также дистих.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия
Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская
1966