Поэтический словарь - гиперметрия
Гиперметрия
А, дядюшка, хоть отцеди
На следующее поколенье!
Звени, звени! гуди, гуди,
Малиновое сердцебиенье!
Или в хореических стихах С. Кирсанова:
Вот опять сиделки-рохли
Не несут ему питье,
Губы синие пересохли —
Он впадает в забытье.То же в трехдольном стихотворении:
Они молча стояли у картонных домов для любви,
У цветных абажуров с черным чертиком, с шелковой рыбкой;
И на всех фотографиях, даже на тех, что в крови,
Снизу вверх улыбались запоздалой бумажной улыбкой.
(К. Симонов)
Еще сильнее и эффектнее Г. в следующих стихах трехдольника:
Мы на | стройках у | мелые,
Были | в битвах твер | ды.
Наши | головы | белые
Совер | шенным гор | ды.
И как | яростные меч | татели,
Отда | вая кон | цы,
Комис | сары и предсе | датели,
Аги | таторы и бой | цы...
(Г. Санников)
К Г. относится вторжение в метрический стих не только лишнего слога, но и лишней стопы. В этом отношении весьма интересным видом Г. служит следующий пример из Некрасова: в стихотворении, написанном трехстопным дактилем, третья строка — четырехстопная:
| Ну, уж и | буря бы | ла! / / |
| Как еще | мы уце | лели! / |
| Колоко | ла-то, / | колоко | ла — / / |
[Словно о | пасхе гу | дели! / |
(«Деревенские новости»)
В «Борисе Годунове» Пушкина, написанном пятистопным ямбом, в сцене «Москва, дом Шуйского» имеется шестистопная ямбическая строка:
Известно то, что он слугою был
У Вишневецкого, что на одре болезни
Открылся он духовному отцу.
Наличие Г. в пушкинском стихе, всегда безукоризненном с точки зрения версификации, объясняется в данном случае естественной ослышкой в результате ритмической инерции, созданной находящимся в начале стиха длинным, одноударным речением «у Вишневецкого...»; это вместе с дальнейшим двухударным речением «что на одре болезни» дает в сумме трехударную строку, характерную вообще для пятистопного ямба.
Г. противоположна гипометрии. Ср. аритмия.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия
Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская
1966