Поэтический словарь - пэон
Пэон
2) Термин «П.» применительно к русскому стихосложению был известен еще в начале 19 в. (например, в работе Д. Самсонова «Краткое рассуждение о русском стихосложении», 1817). А. Белый под П. имел в виду сочетание ямба или хорея с пиррихием. По аналогии с античными П. в русском стихе стали различать четыре вида П. как четырехдольной стопы с акцентом на одном из четырех слогов.
Первый П. с ударением на первом слоге стопы, без анакрузы, соответствует первому четырехдольнику:
| С не´ба полу | де´нного жа | ра´ не подсту | пи´ / / / |
| Ко´нная Бу | де´нного рас | ки´нулась в сте | пи´ / / / |
(Н. Асеев)
Второй П. с ударением на втором слоге стопы, с однодольной анакрузой, соответствует второму четырехдольнику:
Фо | на´рики-су | да´рики, ска | жи´те-ка вы | мне´, / /
Что | ви´дели, что | слы´шали в ноч | но´й вы тиши | не´ / /
(И. Мятлев)
Третий П. с ударением на третьем слоге стопы, с двудольной анакрузой, соответствует третьему четырехдольнику:
На воз | ду´шном оке | а´не, без ру | ля´ и без вет | ри´л, /
Тихо | пла´вают в ту | ма´не хоры | стро´йные све | ти´л. /
(М. Лермонтов)
Четвертый П. с ударением на четвертом слоге стопы, с трехдольной анакрузой, соответствует четвертому четырехдольнику; встречается в четырехстопном ямбе и среди народных частушек:
Под голу | бы´ми небе | са´ми / / | /
Велико | ле´пными ков | ра´ми, / / | /
Блестя на | со´лнце снег ле | жит. / / / | /
(А. Пушкин)
Сирень ка | ча´ется, ка | ча´ется, на | ве´рно упа | де´т;
Товарка | к ми´лому лас | ка´ется, на | верно ото | бье´т.
(Народная частушка)
Четырехдольники всех четырех видов являются излюбленными размерами в русской народной поэзии.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия
Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская
1966