Поэтический словарь - поэтическая этимология
Поэтическая этимология
Примеры П. э.:
Со сталелитейного стали лететь
Крики, кровью окрашенные,
Стекало в стекольных, и падали те,
Слезой поскользнувшись страшною.
(Н. Асеев)
Я запретил бы «продажу овса и сена»...
Ведь это пахнет убийством отца и сына
(Он же)
Он вне себя Он внес с собой
Дворовый шум и — делать нечего:
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не вылечивал.
(Б. Пастернак)
Забором крался конокрад,
Загаром крылся виноград
(Он же)
В даль глазами лезу я...
Низкие лесёнки;
мне
сия Силезия
влезла в селезенки
(В. Маяковский)
Толпа метавшихся метафор
Вошла в музеи и в кафе.
(П. Антокольский)
Кругом тута и туя,
А что такое — Туля!
То ли турчанка —
Тонкая талия?
То ли речонка —
Горная, талая?
То ли свистулька?
То ли козуля?
Туля?
(А. Вознесенский)В классической поэзии прием П. э. — редкое явление, например в игривых стихах А. Пушкина в письме С. Соболевскому:
У Гальяни иль Кольони
Закажи себе в Твери
С пармазаном макарони
Да яишницу свари.
В русской народной поэзии приемы П. э. можно обнаружить среди частушек, отличающихся необыкновенной легкостью фонетической структуры:
Сирень, сирень, сиренечка,
Сиреневая веточка.
Не подходишь — и не надо,
Серенькая кепочка.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия
Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская
1966