Поиск в словарях
Искать во всех

Русская энциклопедия - акафист пресвятой богородице

Акафист пресвятой богородице

В Русской Православной Церкви, в будние дни Четвертой недели Великого поста, читаются паримии из Пророка Исайи, подобранные таким образом, что в ветхозаветных событиях проходит описание осады Царьграда (Константинополя). В субботу на Пятой неделе поется хвалебно-благодарственный гимн «Акафист Пресвятой Богородице» в ознаменование чудесного спасения древней христианской столицы от неверных (672 и 717).

Акафист значит «неседальная молитва», т. е. при чтении Акафиста не разрешается сидеть. Пение Акафиста совершалось сперва только в Константинополе, а в X в. было внесено св. Феодором Студитом в Русский монастырский Устав. В 1070 i и. Феодосий, отец русского монашества, ввел службу Акафиста в Киево-Печерской лавре.

На греческом языке Акафист написан в форме стиха и заглавные буквы каждой строчки (кроме первого кондака) образуют 24 буквы алфавита от альфы до омеги. В славянском переводе Акафист льется в размере белого стиха. Акафист — одно из самых замечательных произведений церковной поэзии. Краткие и пространные кондаки и икосы (13 кондаков и 12 икосов) мелодично чередуются чтением священника с пением хора и в ритме торжественно сложных слов создают поэтические образы Богоматери, вдохновившие иконописцев к написанию многих икон.

Владычица величается нивой, трапезой, раем, лучом умного солнца, кадилом молитвы, неувядаемым цветом, утробой Божественного Воплощения, камнем, напоившим пустыню, огненным столбом, процветшим жезлом, нерушимой стеной, манной небесной и многими другими образами.

Хотя моление Акафиста относится к спасению византийской, а не русской столицы, заступничество Богоматери от бед слилось с русской молитвой и русской историей и перенеслось на заступничество от бедствий Древней Руси. Так, например, в икосе поется: «Радуйся, царство нерушимое стено», и в алтарном своде Киевской Святой Софии вырастает исполинский образ Богоматери «Нерушимой Стены» (1037). Богоматерь стоит во весь рост на золотом фоне с воздетыми руками. Она облачена в пурпур, Ее обувь красная, царская, за поясом у Нее «малый плат» (сударий), который первоначально был орарем дьяконис и со временем стал шейным платом — убрусом. Он украшен вышивкой и драгоценными камнями.

Богоматерь «Нерушимая Стена» молится о защите Киева, Новгорода и всея Руси от неверных. В народном эпосе, в былине «О Василии и Батые», говорится, как по городской стене гуляет красна девица, в руках держит книгу — Евангелие и не столько читает, сколько плачет. «Это плачет Богородица, оплот города, стена Мать городовая», предвидя осаду Киева татарами. В древних новгородских песнях «слезно плакала Богородица, предвещая бедствие».

Богоматерь «Нерушимая Стена» изображена также на печатях киевских митрополитов, как на печати XIII в. митр. Кирилла.

В кондаках и икосах Акафиста воспеваются новозаветные события, связанные с Тайной Воплощения Спасителя: Благовещение, Встреча с Елизаветой, Рождество Христово, Поклонение Волхвов, Бегство в Египет. Хотя, насколько известно, первые рукописи Акафиста появились на Руси в XI-XII вв., сюжеты иллюстраций Акафиста разрабатываются как стенные росписи лишь в XIV в. В Ферапонтовом монастыре кондаки и икосы составляют беспрерывную красочную ленту стенной живописи и примыкают к изображениям Вселенских Соборов, на которых были провозглашены догматы, связанные с Воплощением, воспеваемые в Акафисте.

Самая поэтичная часть, от седьмого до последнего икоса, состоит из восхвалений и величаний Богоматери. Прославление идет от лиц различных групп: ангелов, пастухов, волхвов, египтян. Слова выражены в соответствующих образах: ангелы поют «Радуйся, Невесто Неневестная», пастухи восклицают «Радуйся, Агнца и Пастыря Мати», волхвы — «Радуйся, Мать Звезды незаходимой», египтяне — «Радуйся, море, потопившее Фараона».

В XVI -XVII вв. образы, созданные величаниями, переносятся на иконы. В московской церкви Грузинской Богоматери икона Благовещения Симона Ушакова обрамлена двенадцатью дробницами с миниатюрными изображениями Акафиста. Первый кондак «Взбранной Воеводе» заключает в себе общую мысль Акафиста, т. е. «победные и благодарственные моления» избавленного от бедствия города. Изображена битва при осаде Константинополя. Для топографии города Ушаков, видимо, черпал сведения из рассказов паломников и летописи. Он помещает Влахернский храм, в котором хранился чудотворный образ Богоматери и Ее мафорий, у моря. Город куполами напоминает Москву. Народ в осажденном городе молится перед иконой Влахернской Богоматери, ожидая от Нее спасения. Воины отражают приступ неприятеля с городской стены, конница выступает из городских ворот и вступает в рукопашный бой с неприятельской конницей. Обезглавленные трупы падают под ударами мечей, кони давят упавших всадников, но, несмотря на храбрый отпор, битва решается в пользу неприятеля. Положение меняется лишь от чудесного заступничества Богоматери. В левом углу иконы движется к морю крестный ход с иконой Владычицы. Патр. Сергий погружает мафорий Богоматери в воду. Чудо совершается — налетает буря, вражеские корабли идут ко дну, только мачты и головы неприятеля мелькают среди бушующих волн. Странно видеть на молельной иконе картину боя и жестокости человеческого убийства. Но Св. Писание говорит о войнах даже на небесах: «и произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона» (Апок. 12: 7) — и бои воспеваются как должная победа добра над злом в Псалмах Давида (17: 38-46).

Н.Ш.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое акафист пресвятой богородице
Значение слова акафист пресвятой богородице
Что означает акафист пресвятой богородице
Толкование слова акафист пресвятой богородице
Определение термина акафист пресвятой богородице
akafist presvyatoy bogorodice это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины