Русская энциклопедия - алябьев
Связанные словари
Алябьев
Александр Александрович (4.08.1787 — 22.02.1851), русский композитор. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева — сенатор, президент Берг-коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией — дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского университета.
Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (в Ахтырском гусарском и Конноегерском полках). В 1823 вышел в отставку в чине подполковника. Жил в Москве и Петербурге, где сблизился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским и др. литературными, музыкальными и театральными деятелями. В 1822 в Петербурге в Большом театре были поставлены комическая опера Алябьева «Лунная ночь, или Домовые» и опера-водевиль «Новая шалость, или Театральное сражение». В 1825 вместе с Верстовским Алябьев написал музыку к прологу «Торжество муз» М. А. Дмитриева. Алябьев — автор многих опер-водевилей, которые ставились в театрах Москвы и Петербурга.
Алябьев являлся представителем музыкального романтизма в России, автором классических романсов, таких, как «Соловей» (на слова А. А. Дельвига), «Зимняя дорога» (на слова А. С. Пушкина), «Нищая» (на слова П. Беранже) и «Вечерний звон» (на слова И. И. Козлова). Алябьев написал музыку к ряду драматических спектаклей Большого театра в Москве: «Виндзорские кумушки» (В. Шекспира), «Русалка» (А. С. Пушкина), «Безумная» (И. И. Козлова). Им была написана опера «Аммалат-бек» (1842 — 47) по одноименной повести А. А. Бестужева-Марлинского, а также серия духовных песнопений.
В. А. ФедоровИсточник: Энциклопедия "Русская цивилизация"