Русская энциклопедия - боровиковский
Связанные словари
Боровиковский
Владимир Лукич (24.07.1757-6.04.1825), живописец-портретист. Из мелкой казацкой старшины, родился в Миргороде.
Боровиковский занимался иконописью под руководством отца. С 1774 Боровиковский служил в Миргородском казачьем полку. В 1770-80-х Боровиковский тесно познакомился с В. В. Капнистом, выполнял его поручения. В 1788 Боровиковский переехал в Петербург. В столице первое время жил в доме Я. А. Львова, вошел в круг его друзей: Г. Р. Державина, И. И. Хемницера, Е. И. Фомина, Д. Г. Левицкого (последний стал его учителем).
Со 2-й пол. 1790-х Боровиковский становится известным портретистом. В его творчестве преобладает камерный портрет. Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет «Лизыньки и Дашиньки», 1794, портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796, и др.). Боровиковский изображал на своих портретах «частного» человека; окутанные легкой дымкой модели Боровиковского пребывают в состоянии томного упоения гармонией своей внутренней жизни и окружающей их природы (портреты В. И. Арсеньевой, 1795, М. И. Лопухиной, 1797, Е. А. Нарышкиной, 1799, и др.). Частный характер носил и известный портрет Екатерины II, изобразивший пожилую женщину в салопе, прогуливающейся с левреткой по парку (1794).
Характерный для сентиментализма культ частной жизни отражается в его парных и групповых семейных портретах — сестер А. Г. и В. Г. Гагариных (1802), А. И. Безбородко с дочерьми (1803), А. И. Кушевой с детьми (сер. 1800-х). Боровиковский пишет и парадные портреты: А. Б. Куракина (1801-02), Павла I (1801) и др.
В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).
Л. Н. ВдовинаИсточник: Энциклопедия "Русская цивилизация"