Русская энциклопедия - литургия
Связанные словари
Литургия
Апостолы совершали св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и научили христиан совершать это великое и спасительное таинство. В первое время порядок и образ совершения литургии передавался устно, и все молитвы и священные песнопения заучивались на память. Затем стало появляться и письменное изложение апостольской литургии. С течением времени литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священными действиями, что нарушало в разных церквах единообразие в совершении ее. Являлась потребность объединить все существовавшие чины литургий, внести единообразие в их совершение. Это и было сделано в четвертом веке, когда прекратились гонения на христиан и христианская Церковь получила возможность приступить к благоустройству внутренней своей жизни (Вселенские Соборы). В это время св. Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин литургии, а св. Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина была положена древнейшая литургия св. апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского.
Литургия имеет различные названия. Первое название — «литургия» — греческое, означает «общественная служба» и указывает на то, что Таинство св. Причащения есть умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих — живых и умерших. Так как Таинство св. Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит «благодарственная жертва», то и литургия называется также «евхаристией». Чаще всего литургию называют «обедней», так как ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, и Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в Таинстве св. Причащения, в Слове Божием называются «Трапезой» и «Вечерей» Господней (1 Kop. 10: 21; И: 20). В апостольское время литургия называлась еще «преломлением хлеба» (Деян. 2: 46). На литургии воспоминаются земная жизнь и учение Иисуса Христа от рождения и до вознесения Его на небо и принесенные Им на землю спасительные блага.
Порядок литургии такой: сначала приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство, и верующие причащаются. Литургия, таким образом, разделяется на три части, называемые: проскомидией, Литургией оглашенных и Литургией верных.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"