Русская энциклопедия - мартос
Связанные словари
Мартос
Иван Петрович (1754-5.04.1835), скульптор, один из самых значительных представителей русского классицизма в искусстве. Происходил из мелкопоместных малороссийских дворян. Учился в Петербургской Академии художеств (1764 — 73), пансионер (стипендиат) академии в Риме (1773 — 79).
В н. 1780-х Мартос создал серию скульптурных портретов (из них наиболее известны — Н. И. Панина (1780) и А. В. Паниной (1782). В последние десятилетия XVIII в. Мартос был занят в основном надгробной скульптурой, приобретавшей в то время широкое распространение. Начинал с мраморных рельефов, переходя к скульптурным композициям, передавая в них интимный мир переживаний и скорби, но вместе с тем чувство просветленности, принятия смерти как необходимого завершения жизненного пути. Таковы замечательные надгробия С. С. Волконской и М. П. Собакиной (1782). В надгробии Гагариной Мартос воплотил идею строгого совершенства, возвышенной героической красоты. К этому времени завершилось формирование строгого монументализма в творчестве Мартоса.
Дальнейшее развитие скульптора шло уже в создании монументальных жанров-памятников и барельефов. Центральное место в этом жанре принадлежит памятнику Минину и Пожарскому в Москве (1804—18). Высокой чистоты стиля и гармоничности Мартос достигает в создании памятников Э. Ришелье в Одессе (1823 — 28), Александру I в Таганроге (1831) и в барельефе на восточном аттике Казанского собора в Петербурге «Иссечение Моисеем воды в пустыне», создании фонтана «Актеон» в Петергофе.
Мартос преподавал в Петербургской Академии художеств (1779 — 35, с 1814 — ее ректор). Оказал большое влияние на творчество многих русских скульпторов 1-й трети XIX в.
Л. Н. ВдовинаИсточник: Энциклопедия "Русская цивилизация"