Поиск в словарях
Искать во всех

Русская энциклопедия - покров пресвятой богородицы

Покров пресвятой богородицы

праздник, установленный в XII в. Русской Церковью. Им знаменуется чудесное видение св. Андрею Константинопольскому во Влахернском храме в Константинополе. Оно описано в его житии следующим образом: после длительного моления на всенощной св. Андрей и его ученик Епифаний остались молиться в опустевшей от молящихся церкви. Около 4-х часов утра явилась в куполе Богоматерь, окруженная ангелами и святыми, сняла свой мафорий (покров) и благословляюще простерла его над церковью. Св. Андрей указал на видение Епифанию, и он тоже увидел Владычицу.

Св. Андрей жил в X в., во дни царствования византийского имп. Льва Мудрого (886 — 911). Родом славянин, он был по тому времени высокообразованным человеком и оставил ряд «Собеседований» со своими учениками. Но избрал себе самый трудный подвиг святости — Христа ради юродивого. Пример св. Андрея нашел много последователей на Руси. Эти блаженные юродивые чтились народом и известны в истории как безбоязненно говорившие правду самым грозным правителям. Знаменитый собор Василия Блаженного построен на могиле такого же юродивого во времена царя Ивана Грозного. Интересно отметить, что собор его имени посвящен Покрову Богоматери, т.е. видению св. Андрея, и этим как бы объединяет св. Андрея Константинопольского, юродивого, с московским Василием Блаженным, а Влахернский храм, в котором явилась Богоматерь, — с Покровским собором в Москве.

На Руси «Придет Покров — девке голову покроет», — говорили старики, а девушки, в свою очередь, втайне молились: «Батюшка Покров, покрой сверху землю и меня, молоду», или: «Покров, Пресвятая Богородица, покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником» , а малороссийские девушки на теплом юге, не отставая от дедовских обычаев, тихонько пели: «Свята Покривочка, покрий мини головоньку, хочь ганчиркою, аби не зоставалась дивкою!»

В деревенской жизни русского народа, по завещанию предков, были установлены так называемые «свадебные недели», которые тянулись от Крещения до Масленицы, на Красной горке, особенно соблюдаемые в купеческом быту, и от старого «бабьего лета», или Семенова дня (1 сентября), до «Филипповок», т.е. Филиппова заговенья (14 ноября), как начала Рождественского поста, называемого «холодным». Таким образом, последние в году свадьбы приурочивались к Покрову, и засидевшиеся «в девках» в этот день обязательно ходили в церковь молиться о ниспослании им хороших женихов. На Ненилу и Параскеву (28 октября), например, полагались особые молитвы о хороших женихах: «Матушка Прасковья! Пошли женишка поскорее». Для подобной же цели другой святой заступницей и покровительницей считалась вмц. Екатерина, к которой с мольбою о добрых невестах обращались в Юго-Западной Руси и парни, а на западе — св. ап. Андрей, к которому обращались девушки.

Тяжелые весенние и летние работы, обычно заканчивавшиеся к Покрову, невольно наталкивали на мысль отыскать себе на будущее время помощницу, да притом даровую. Девичьи хороводы, заводимые от Оспожинок и продолжавшиеся нередко до Покрова, служили к сближению молодых людей, а кроме того, на посиделках и супрядках, так как в это время обычно начинались работы в избах при огне, можно было поближе присмотреться, которая из девушек чище и ретивее работает. В указанное время можно было сойтись и когда следует сговориться свободным и пришедшим в возраст парам. К домоседливым женихам спешили присоседиться вернувшиеся на побывку домой с дальних отхожих промыслов с кое-каким достатком, без которого не могла обойтись свадьба: надобно и для невесты, и для родных ее закупить подарков, да не таких, которые можно найти у себя в деревне, а городских, привозных. В этот срок и женихи охотливее и податливее, и самое девичье настроение заметно живее и увереннее, в надежде расплести косу и покрыть голову бабьим повойником. А не покрыл Покров, не покроет и Рождество снегом — землю и бабьим платком — девушку: не помогли, значит, тихие супрядки шепотком и на ухо. Весь день праздника девушки проводили в своем кругу, устраивали складчину и задавали веселый пир, искренне веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь».

Существенное и важное значение издавна имел этот праздник в экономической жизни народа по отношению к срокам найма рабочих. Эти сроки выражались в поговорках: «от Покрова до Евдокей»; «от Покрова до Крещенья»; «подожди до Покрова — весь долг выплачу» и т.п. В земледельческой, хлебородной полосе России «срочники» или, как они сами говорят, «строшники» жили обычно по найму с Ильина дня до Покрова. Совершенно обратное явление наблюдалось в фабричных местностях, где с Покрова все ткачи и шпульники работали до св. Пасхи, а затем уходили к родной земле на свои весенние и летние работы. В малохлебных местностях обыкновенно около этого времени начинали закупать из чужих рук хлеб, за неимением своего, так как не редкость было услышать, что иной хозяин «только перегнал хлеб из поля в поле», т.е., снявши рожь, всю ее опять и засеял под озимь. Об эту пору спешат закончить все торговые сделки и платежи. По поводу же окончания к Покрову полевых работ и тяжелой летней страды малороссы сложили шуточную поговорку о своих женах-помошницах. «Як прийшла косовиця, той жинка кородытся; як прийшла жныва, жинка як нежива; а як прийшла Покрова, той и жинка здорова». На Покров спешили оглядеться ввиду скорого наступления морозов, сулимых наступившими уже сырыми и холодными днями, починить заплатами, подомшить избу или, как говорили, «ухитить» ее, «захватить тепла до Покрова» по той причине, что если «не ухитить до Покрова — не будет такова», и придется тогда просить: «Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров», т.е. чтобы он послал бы и теплую погоду, и время осмотреться и сладиться с долотом и топором.

С Покрова начинались зимние работы, служившие подспорьем земледелию и производимые в хатах. Эта пора у русских крестьян называлась зазимок. На Покров в средней полосе России, не говоря уже о севере, выпадал первый снег.

Старики в Покров предсказывали погоду: «Нехорошо, если журавли успели улететь до Покрова: зима будет ранняя и студеная; если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодна».

Покров празднуется 1/14 октября.

Н.П. СтепановИсточник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое покров пресвятой богородицы
Значение слова покров пресвятой богородицы
Что означает покров пресвятой богородицы
Толкование слова покров пресвятой богородицы
Определение термина покров пресвятой богородицы
pokrov presvyatoy bogorodicy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины