Русская энциклопедия - твардовский
Связанные словари
Твардовский
Александр Трифонович (8/21.06.1910-18.12.1971), русский поэт. Родился на Смоленщине в семье сельского кузнеца. Мать — из дворян-однодворцев. С детства познакомился с русской классикой. В 1922 заканчивает четыре класса, учиться дальше не смог из-за материальных трудностей.
С 1924 посылает в местные газеты заметки, но печатают их редко. Поэтический дебют Твардовского состоялся в 1925: в газете «Смоленская деревня» напечатаны его стихи «Новая изба». Молодого поэта поддержал М. В. Исаковский. В 1929 Твардовский уезжает в Москву в поисках постоянной литературной работы, в 1930 — возвращается в Смоленск, где поступает в Пединститут и живет до 1936. Этот период совпал с тяжелыми испытаниями его семьи: родители и братья были раскулачены и сосланы.
Тем не менее именно в эти годы выходит серия очерков Твардовского «По колхозной Смоленщине» и его первое прозаическое произведение «Дневник председателя» (1932).
Серьезным этапом в поэтическом творчестве Твардовского стала поэма «Страна Муравия» (1934 — 36), посвященная коллективизации. Поиски Никитой Моргунком сказочной Страны Муравии приводят его к определенным выводам о благе или пагубности «великого перелома», в основе открытого финала поэмы — противоречивость судьбы самого поэта и его семьи.
В 1936 Твардовский переезжает в Москву, где поступает учиться в Московский институт истории, философии и литературы. В эти годы он много переводит классику народов СССР. Еще будучи студентом, за заслуги в области литературы награжден орденом Ленина. Всесоюзное признание и литературная слава позволяют поэту добиться возвращения из ссылки родных.
Военный путь Твардовского начался в 1939. Как военкор он участвует в походе в Западную Белоруссию, позднее в Финской кампании 1939 — 40.
Ярчайшим выражением русского национального характера стала поэма «Василий Тёркин. Книга про бойца» (1941—45). «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, т. е. литературно-пошлого слова!» — столь высоко оценил поэму Твардовского И. А. Бунин.
Вершиной послевоенного творчества Твардовского стала поэма «Дом у дороги» (1942 — 46), отразившую «оборотную» сторону войны: горечь отступления, ужасы оккупации и плена, трагедию возвращения солдата-победителя на пепелище родного дома.
В 1950 Твардовский назначен главным редактором «Нового мира». За годы руководства (1950 — 54, 1958 — 70) этим журналом, фактически «своего рода альтернативным идеологическим лидером», наряду с диссидентско-фрондирующими публикациями, гл. обр. в публицистике и критике, Твардовский привлек на страницы «Нового мира» таких значительных мастеров русского слова, как В. Астафьев, В. Белов, Ф. Абрамов, С. Залыгин, В. Шукшин, Ю. Бондарев.
Основные произведения: поэмы «За далью — даль» (1950 — 60), «Тёркин на том свете» (1954 — 63), «По праву памяти» (1967-69); сб. «Из лирики этих лет» (1959-67).Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"