Литературная энциклопедия - ателланы
Связанные словари
Ателланы
Главною особенностью А. были определенные постоянные маски актеров, к-рыми высмеивались известные социальные типы. Главных масок было четыре:1. Макк изображающий дурака, обжору и ловеласа; он бритый, с ослиными ушами, горбатый;2. Буккон толстощекий обжора с огромным ртом, болтун и хвастун;3. Папп глупый старик, богатый, скупой и честолюбивый;4.
Доссен злой горбун, провинциальный квази-философ, шарлатан.Пьеса состояла из ряда комических положений этих масок; завязка действия (так наз. tricae, отсюда «интрига») была несложна. А. отражали деревенский и провинциально-мещанский городской быт; они поддевали не только мелкобуржуазную среду, но, как пьесы в духе народной массы, естественно высмеивали (ср.маску Паппа) и представителей крупных провинциальных землевладельцев (напр. в одной пьесе высмеивался богатый и честолюбивый кампанский помещик, к-рому изменяет жена). А. не воздерживались и от политической сатиры на высшие классы; осмеивалось и модное увлечение интеллигенции греческой философией (ср. маску Доссена); были пьесы и пародийного характера.
А. отличались большой грубостью и часто скабрезностью содержания; писались они нелитературным латинским яз. С середины I в. до христ. эры А. стали вытесняться мимом , но они существовали и при императорах (даже в III в. христ. эры), вызывая их гнев за оскорбления их особы (имп. Калигула сжег посреди амфитеатра одного автора А.). В XVI в.
маски А. вновь появляются в народной итальянской комедии (commedia dellвЂarte). Ср. Пульчинелла (Полишинель) и Бригелла (рим. Макк, Буккон), Панталоне и Дотторе (рим. Папп и Доссен). Отголоски А. сильно чувствуются и в современной итальянской народной комедии (тип Пульчинеллы, соотв. русскому «Петрушке»).
Библиография:Ribbeck, Gesch.
d. röm. Dichtung, Stuttg., 1894; Dieterich, Pulcinella, Lpz., 1897; Нажотт, История латинской литературы, М., 1914. .