Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - батайль

Батайль

БАТАЙЛЬ Анри (Henri Bataille, 1872-1922) французский драматург. Дебютировал стихами в стиле Роденбаха, с середины 90-х гг. почти всецело отдает себя театру. Его жанр драма из быта светских кругов Парижа (часто связанных с крупной буржуазией); обычно на заднем плане так наз. «полусвет» или артистическая богема; порою этот полусвет является и центром действия («La Possession» «Обладание», Р., 1920, русск. перев. М., 1922). Столкновение страсти любящей женщины (центральная фигура его пьес) или влюбленного юноши с преградами жизни, с «долгом», законом и т. п. обычная тема драм Б. Попутно Б. всегда умеет схватить злобу дня парижской театральной публики, будь то первый триумф Айседоры Дункан в Париже («La Femme Nue» «Обнаженная», Р.

, 1911, русск. перев. 1911) или кинопостановка «Атлантиды» Пьера Бенуа («La Tendresse» «Нежность», Р., 1921, русск. перев. 1922) и т. п. Порою затрагивается и политика, выводится и сам Б. (там же); о его изображении научного мира в «Les Flambeaux» «Светочи» (Р., 1913, русск. перев. одновр.) см. А. Луначарский, «Театр и революция» (М., 1924), отд. «Парижские письма». О мировоззрении Б. трудно говорить оно сводится к прописной морали современного французского общества «плыть по течению» и «быть, как все порядочные люди». Б. сочетает фотографически-реальную живую речь с некоторой экстравагантностью и громадным мастерством в развитии интриги, являясь представителем «разговорной» традиции в драме; но как из сюжета, так и из яз. выброшено все, что не служит непосредственно театральному эффекту и развитию основной интриги (см. Драма). И потому его герои в сущности не характеры, не типы, а роли: роль «любящей женщины» такого-то возраста и социального положения в понимании обыденного театра XX века для широкой публики, соответственная роль «мстителя», «благородного отца» и т.

п.; эти герои говорят не более того, что полагается им сказать в данной ситуации. Опыты Б. в области «драматической поэмы» («Soirée d’Amour» «Вечер любви», Р., 1910, одновременно русск. перев. М.) только подчеркивают эту театральность: герои даже безыменны («Lui», «Elle», «L’autre», etc. «Он», «Она», «Другой» и т. д.). В «La Possession» Батайль доходит до «обнажения приема»; герой говорит: «пусть на сей раз мораль восторжествует».Наиболее удачной из драм Б. можно считать нашумевшую в свое время «Maman Colibri» («Мама птичка», 1904, одновр. русск. перев.). Женщина 39 лет, будучи любовницей юноши товарища своего сына, уходит с ним от мужа, чтобы вскоре вернуться с разбитым сердцем в дом сына уже как «бабушка».

Популярность Б. на французской сцене результат того, что его пьесы по существу своему квинтэссенция взглядов, эмоций и вкусов парижского обывателя-буржуа; среди подобных же кругов имел успех Б. и на русской сцене. Упомянем еще, кроме перечисленных: «La Vierge Folle» («Дева Неразумная», Р., 1910, русск. перев. М., 1910 и 1913); «Poliche» (P., 1911, русск. перев.

«Под маской шута» одноврем., М.); «La Marche Nuptiale» (Свадебный марш, Р., 1908). См. Gaubert E., H. B., 1908. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое батайль
Значение слова батайль
Что означает батайль
Толкование слова батайль
Определение термина батайль
batayl это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
165
2
150
3
152
4
132
5
139
6
131
7
119
8
119
9
136
10
145
11
145
12
209
13
125
14
239
15
182
16
115
17
143
18
172
19
160
20
115