Литературная энциклопедия - беллок
Связанные словари
Беллок
Известность Б. дала его первая детская книга «Книга для дурных детей о животных», за которой последовал во следующем году «Еще о животных скверным детям». Второй цикл произведений Б. философские путешествия: «Дорога в Рим» (1902), «Esto perpetua» (1906), «Холмы и море» (1906), «Пиренеи» (1909). Первая книга наиболее типичная для этого цикла. Заявляя, что о повседневном и заурядном художник писать не должен, Б.
использует путешествия как повод для философских рассуждений, преимущественно о религии. Его положения: эра индустриализма разрушила всю привлекательность жизни, спасение от буржуазного общества религия, в особенности же католицизм и следование обычаям, освященным временем. Третий цикл произведений Б. публицистика.В них Б. высказывается по текущим вопросам, защищая католицизм и религию вообще, отстаивая необходимость сильной монархии, поддерживаемой церковью, и выступая против капиталистического общества с типично аристократической и роялистской критикой. Из произведений этого цикла следует отметить: «Первое и последнее» (1908), «Ни о чем» (1908), «Обо всем» (1908), «Кое о чем» (1910), «О» (1923), «Евреи» (1922), «Парламент и монархия» (1920) и др.
Памфлеты Б., в особенности же полемические («Компаньон к „Очеркам истории“ Г. Уэльса», 1927 и др.), отличаются остротой полемических приемов и живостью. Четвертый цикл исторические сочинения, в к-рых Б. извращает историческую действительность в классовых целях и особенно подчеркивает положительную роль церкви и монархии в развитии человечества («Дантон», 1899; «Робеспьер», 1901; «Мария Антуанета», 1910; «Наброски по французской истории», 1925).
С 1925 Б. начал опубликование многотомной «Истории Англии» (изданы томы 1, 2 и 3).Б. талантливый романист. Но он не посвятил своему классу ни одного произведения, что объясняется положением аристократии в современной Англии. Растворяющаяся среди буржуазии, переходящая постепенно в ее ряды, исторически уже не существующая, почти не определяющая социальной жизни Англии, все более и более теряющая свою классовую ортодоксальность, ограниченная интеллектуально, английская аристократия не может уже служить предметом положительного изображения. Если в прошлом веке она еще могла «выделить» художника, выражавшего ее позитивные устремления (Дизраэли ), то теперь Мак Кенна , Г. Уолпол и Д. Гелсуорси более радикальные чем Б. писатели являются художниками ее упадка. Реакционеры Б. и Д. Честертон не могут подойти к аристократии, как эти писатели, и в то же время как художники бессильны найти положительное в ее среде. Поэтому Б. направляет сатирические удары против буржуазии и «парвеню» («Дом призраков», 1927) или же обращается к бессодержательному детективному роману («Изумруд Екатерины Великой», 1926). Сатирические романы Б. наиболее значительные произведения этого жанра в английской литературе XX в.В романе «Выборы мистера Клэттербека» (1908) Б. разоблачает сущность избирательной «демократической» системы и продажность партийных вождей; этому же посвящена написанная им в сотрудничестве с Честертоном книга «Партийная система» (1911). В «Реформе кабинета» (1909) Б. дает колоритную картину политической жизни начала XX в., тщательно отыскивая ее отрицательные стороны.
Используя в книге «Милостью Аллаха» (1922, русск. перев. 1926) приемы плутовского романа, Б. дает резкую сатиру на капитализм. В «Мистере Питре» (1925, русск. перев. 1927) Б. продолжает эту же обличительную линию в плане бытовом. Так, будучи субъективно врагом революции, Б. объективно, как художник, способствует развитию революционной литературы в Англии.
Библиография:
I. M-r Clutterbuck’s election, L., 1908; A change in the Cabinet, L., 1909; The Mercy of Allah, L., 1922 (русск. перев. Милостью Аллаха, 1926); M-r Petre, L., 1925 (русск. перев. Мистер Питр, 1927).Статья Мирского Д., о современной англ. литературе в журнале «Современный запад», кн. 2, 1923. .