Литературная энциклопедия - беспредметное искусство
Связанные словари
Беспредметное искусство
Подобные гипертрофические формы и отход от «литературщины», сюжетности и предмета в буржуазном искусстве могут быть объяснены только целым рядом причин, связанных, с одной стороны, с тенденциями научной объективации производственных процессов развитого индустриализма (имеющими свое своеобразное преломление в кубизме) и, с другой с наступившим во втором десятилетии XX в.
, до войны 1914-1918 обострением социально-экономического кризиса, который поставил вопрос о существовании всего «старого порядка» в целом, с особенной остротой для мелких и средних слоев буржуазии. Б. И. и есть двуликая форма «самоспасения» буржуазной психо-идеологии: спасение в «абсолютных» нормах законов физики, геометрии, оптики, переведенных на яз.
искусства (супрематизм, Gestaltungskunst), и «спасение» в форме крайне субъективного, мистического «одушевления» этих же законов и их «чистой» выразительности (экспрессионизм).В области литературы лозунги Б. И. нашли свое применение сначала у футуристов (западных и русских), потом в более последовательной форме у дадаистов (Швейцария, Франция, Германия), у «мёрзистов» (в Германии) и у некоторых «поэтов-конструктивистов» (см.
Конструктивизм). В России футуристы «уничтожали предметы ради ритма», они в идеале хотели создать поэзию, «где остается чистый ритм и темп как движение и время», где «ритм и темп опираются на буквы, как знаки, заключающие в себе тот или иной звук». Но у них звуковые поэмы все еще остались очень близкими по характеру к импрессионизму , они строились по принципу подражания тому или другому внешнему явлению (например шум аэроплана, автомобиля) или отражения впечатлений от таковых.«Настоящий поэт беспредметник в идеале пользуется для построения своих стихотворений словами, никакого логического значения не имеющими, как исключительно звуковым составом. Он «делал» новые слова, заимствовал слова африканских негров, давал ритмическую вариацию того же слова через несколько строк, или же наконец перечислял простые цифры, давая им ритмические акценты.
Вершиной Б. поэзии является «последовательная поэзия» (Konsequente Dichtung) немецкого поэта Курта Швиттерса . Он констатирует, что «абстрактная поэзия освободила слово от ассоциации это ее великое достоинство», но по его мнению этого еще недостаточно. Идеальная поэзия имеет своим материалом не слово, а букву (типографский знак). «Последовательная поэзия строится из букв.
Буквы бессмысленны. Сами по себе они беззвучны, в них лишь дана возможность звучания. Последовательная поэзия соединяет буквы в группы букв и противопоставляет их друг другу».Пример такой «последовательной поэзии»:Литературные беспредметники дали только «поэзию» проза их выходит из рамок беспредметности и напоминает собою прозу экспрессионистов.Наиболее яркими представителями Б. поэзии являются на Западе дадаисты.
Библиография:Сб. «Футуристы», СПБ., 1914; «Изобразительное искусство», № 1, 1919, ст. Малевича, О поэзии; сб. «Мена всех», М., 1924; Dada-Almanach, Berlin; Konsequente Dichtung, статья Швиттерса К. в журнале «G», № 3, 1924; по общей теории Б. И. статьи Ozenfant и Jeanneret в журн. «L’Esprit Nouveau»; Schickowski I.
, Kunstschaffen und Kunsterleben, Berlin, 1926, глава «Die absolute Malerei»; v. Doesburg T., h. von, Grundbegriffe der neuen gestaltenden Kunst; Mondrian P., Neue Gestaltung (оба: Langen-Verlag, München, 1925.) .