Литературная энциклопедия - биль-белоцерковский
Связанные словари
Биль-белоцерковский
БИЛЬ-БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ Владимир Наумович (1885-) драматург. Р. в бедной еврейской семье. Шестнадцати лет вышел в море юнгой. Проплавал 8 лет матросом парусных и паровых судов торгового флота России и Англии. В 1911 сошел на берег в С. Ш. Америки, где до 1917 жил трудом чернорабочего, перепробовав много «черных» профессий. После Февральской революции, в июле 1917, приехал в Москву, где был мобилизован в армию (56-й полк); в Октябре 1917 принимал активное участие в московских боях.
С 1917-1923 член исполкома Моссовета, председатель горкома РКП(б) г. Симбирска (ныне Ульяновск), член Кубано-черноморского областного комитета ВКП(б). С 1923 занят исключительно драматургической работой. К литературному творчеству Б.-Б. подошел без воспринятых литературных традиций, без достаточного усвоения буржуазного литературного наследства.
Сама жизнь, напряженная общественно-партийная работа в Ульяновске (Симбирске) толкнула его к драматургической деятельности: он практически столкнулся в провинции с недостатками, чуждостью по отношению к современности театрального репертуара.Б.-Б. принадлежит целый ряд пьес: «Бифштекс с кровью», «Эхо», «Лево руля», «Шторм», «Штиль», «Луна слева». Основная черта их четкий классовый подход к разрешению драматических коллизий. Вместе с тем на всех его пьесах лежит печать драматургической, литературной недоработанности и известной примитивности в развитии действия. Безусловно историческую роль в развитии советского театра сыграла постановка «Шторма».
Эта драма положила у нас начало современному коммунистическому репертуару. Успех «Шторма», по настоящему волновавшего аудиторию своим, близким, кровно пережитым (повседневная, героическая работа укома, сыпняк, субботники, дезертирский бунт и пр.), способствовал постановке в филиале академического Малого театра пьесы «Лево руля», начало левого крена этого театра.Б.-Б. драматург, рожденный революцией, не имевший в прошлом возможности овладеть драматургическим наследием. Отсюда его основной плюс огромная революционная напряженность и минус некоторая примитивность творчества.
.