Литературная энциклопедия - дейссель
Связанные словари
Дейссель
, после 1887 гл. обр. в «De Nieuwe Gids»). Имя Д. связано с мелкобуржуазными «революционными» тенденциями в голландской лит-ре, так наз. «движением 80-х гг.». Его первое значительное произведение «Новая Голландия» (Nieuwe Holland, 1884) послужило программой движения; Д. обрушивается здесь на мещанскую литературу старого поколения, рельефно выражая самосознание радикальной мелкой буржуазии.
Он мечтает о возрождении классицизма в голландской литературе, обеспечивающего ей первенствующее место в мировой литературе. Следующее произведение Д. «Over Literatuur» также носит критический характер, и лишь в романе «Любовь» (Een Liefde, 1889), написанном в духе Золя, голландский натурализм получил свое наиболее значительное выражение. «Een Liefde» отражает отличительные черты этого направления в лит-ре малой страны, лишенной широких социально-экономических перспектив: центральный образ женщина в узком, домашнем кругу; роман развертывается на описании мелких деталей из жизни мещанской семьи, отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Сила произведения в мастерском реалистическом описании обстановки и в воинствующей критике, к-рой подвергается старая мораль.В следующем романе «Маленькая республика» (De kleine Republick, 1889) и в целом ряде натуралистических рассказов («De Konig der eeuwen», «In de Zwemschool», 1891, «Jeugd», 1892, «Sneeun» и др.) уже намечается частичный отход Д. от натурализма. В 1894 Д. ушел из «Nieuwe Gids» и вместе с А. Вервей основал «Двухмесячный журнал» (Tweemaandelijksch Tijdschrift). Мелкобуржуазное лит-ое движение уже исчерпало себя: некоторые участники его пришли к социализму, другие отошли от общественности. К последним принадлежал и Д. Он приблизился к импрессионизму Гонкуров, а вскоре и к мистицизму Метерлинка и символизму Гюисманса (ср. его «Van Zola tot Maeterlinck. Tot een Levenjleer», 1895, «Adriaantjes», 1904, и др.). В начале XX века Д. снова присоединился к группе «Nieuwe Gids», а с 1909 состоял редактором этого журнала. Но к этому времени уже все движение признало самодовлеющее «чистое искусство» своим руководящим принципом.Самое выдающееся произведение второго периода творчества Д. «Frank Rozelaar» (1911) роман эстета-индивидуалиста. В этом же духе написаны и его последние произведения: «Werk der laatste Jaren» «Произведения последних лет» (1922), «Kleinigheiden» «Мелочи» (1926) и др.
Библиография:
I. Verzamelde Opstellen, 11 vv., Scheltema en Holkema, Amsterdam, 1924; Gedenkschriften, Amsterdam, 1926.
II. Acket J. M., L. van Deyssel, «Gids», 1896, IV; Havelar J., L. van Deyssel, «Gids», 1912, IV; Ritter P. H., L. van Deyssel, Haarlem, 1921; Stokwis J. Benno, L. van Deyssel, Amsterdam, 1921. .