Литературная энциклопедия - днипровский
Связанные словари
Днипровский
ДНИПРОВСКИЙ Иван (1895-) украинский драматург, поэт и беллетрист. Р. в крестьянской семье, окончил 6 классов гимназии и филологический факультет Каменец-подольского института народного образования. Печататься начал в 1916 в газете Юго-западного фронта «Армейский вестник». Был одним из основателей организации украинских пролетарских писателей «Гарт».
Вместе с Хвыльовым вышел из «Гарта» и принимал участие в создании Вапліте Вільна академія пролетарськоi літератури; с момента развала этой организации находится вне лит-ых группировок.Свою лит-ую деятельность на украинском яз. Д. начал со стихов. По форме и содержанию его поэзия стоит на уровне современной пролетарской поэзии, революционные мотивы являются основными в его творчестве.Из поэтов он первый посвящает большую поэму Донбассу. Постепенно Днипровский переходит на прозу. Первые его рассказы, несмотря на экспрессионизм и любовное описывание жизни большого города, полного шума и движения, уже носят в себе следы какой-то червоточины, мешавшей автору с головой окунуться в революцию. Один из его героев («Під чорним парусом») в начале нэпа переживает трагедию в результате противоречий между общественной и личной жизнью.
Этот рассказ полон тревоги за исход революции. В дальнейшем эта тревога усиливается и подчиняет себе слабохарактерных героев Д. Будучи членом Вапліте группировки, отличавшейся своим упадочничеством, он печатает свой упадочнический рассказ «За ради неі». В этом рассказе жизнь заставляет революционера-коммуниста сделать выбор между партией и женщиной; побеждает последняя. Впоследствии Д. выступил с довольно бодрым революционным рассказом «Долина угрів», но все же его творчество не чуждо упадочничества. Ни поэзия Д., ни его беллетристика никогда не возвышались над средним уровнем современного творчества пролетарских писателей: это были не плохие, но все же ординарные вещи. И только в последнее время Д. выдвинулся как один из лучших драматургов современной Украины.Несмотря на то, что «Октябрь в театре» на Украине начался с первых дней революции и в лице Л. Курбаса приобрел талантливейшего вождя реформатора, объявившего беспощадную борьбу рутине и малороссийщине на театральных подмостках, украинская драматургия продолжала питаться соками старого этнографически-бытового театра. Д. удалось с первых же шагов своей драматургической деятельности избежать пагубного влияния «малороссийских трупп».
От этого спасло драматурга заострение интереса на проблемах революционного интернационализма, на революционном экстазе. В первой своей пьесе «Любов і дим» Д. задолго до появления пьес Киршона и переделок «Цемента» Гладкова выводит на сцену борющийся пролетариат и показывает возрождение металлургического завода в условиях вредительства и бандитизма. Своей творческой интуицией Днипровский предвосхитил тему, ставшую особенно популярной после шахтинского процесса. В формальном отношении пьеса «Любов і дим» была настоящим событием в украинской драматургии. По своей конструкции она резко отличалась от тех пьес, к-рые до нее были в репертуаре украинского театра. Состоящая из 22 эпизодов, построенных на действенном диалоге, насыщенная движением и действием, пьеса «Любов і дим» заложила основы репертуара для революционного украинского театра. Еще более интересна по своей конструкции вторая пьеса Днипровского «Яблуневий полон», главный герой которой красноармейская масса. Здесь красочно показана бурная эпоха гражданской войны на Украине, в частности петлюровщина. В этом произведении драматург несколько отошел в сторону от экспрессионизма, дав место лирике и национальным мотивам. В «Яблуневому полоні» Днипровский не только драматург, но и поэт, написавший своеобразную драматургическую поэму о великой революционной борьбе. Пьеса была поставлена театром Л. Курбаса «Березіль» и всеми государственными украинскими театрами и до сих пор не сходит со сцены. Третья пьеса Д. печатается в альманахах «Літературний ярмарок». Материалом для нее послужил шахтинский процесс.Библиография:
I. Отд. изд.: Донбасс, ВДВ, 1922; Плуг, изд. «Шлях освіти», Харків, 1924; Добридень Ленін, ДВУ, Харків, 1924; Любов і дим, ДВУ, Харків, 1926; За ради неі, изд. «Вапліте», Харків, 1927.
II. Смолич Ю., Драматичне письменство наших днів, журн. «Червоний шлях», 1927, № 4; Лейтес А. і Яшек М., Десять років украiнськоi літературі, Харків, ДВУ, 1928. .