Литературная энциклопедия - двудольные размеры
Связанные словари
Двудольные размеры
Чередование строк, внутри к-рых различным образом расположены ударения на нечетных слогах, и создает в основном ритмическое движение. Очень характерно для Д.В р. тяготение к так наз. диподическому строению (по Сиверсу), когда ритмические ударения объединяются в группы (по два), причем одно из них сильнее другого (по типу): U Ú U Е° U Ú U Е° где Ú подчиненное и Е° главное ударение, напр.
:«Где всÚе путÚи и всÚе распуÚтьяЖивоÚй клюкоÚй изможденЕ°ы».В связи с этим часты и такие случаи, когда подчиненные ударения почти совсем опускаются, напр.:«Мы роковые глубины,Глухонемые ураганыУпали в хлынувшие сны,В тысячелетние туманы».А. Белый.Однако каждое ударение в Д. р. может быть и самостоятельным, напр.:«Октябрь лег в жизни но`вой э`рой,Властне`й века` разгороди`л,Чем все` эпо`хи, че`м все ме`ры,Чем Ренесса`нс и дни Атти`л».
В. Брюсов.В стихотворной практике эти модификации Д.р. обычно в той или иной степени совмещаются. Эд. Сиверс (Ed. Sievers, Rhytmisch-melodische Studien, H., 1912) предлагает называть Д.р. ритмические ударения самостоятельно моноподическим (или подическим) типом, в противоположность диподическому, где ударения делятся на главные и подчиненные; по его мнению, преобладание моноподического типа характеризует стихи со смысловой или повествовательной установкой, а диподического стихи эмоционального, лирического характера. Это указывает на зависимость ритма от характера данного стиля или жанра. Д.p. в русской поэзии чрезвычайно распространены. Именно с них начали основатели русского силлабо-тонического стихосложения; первоначально у нас появился хорей (Тредьяковский, Эпистола к Аполлину, 1735), а затем и ямб (Ломоносов, Ода на взятие Хотина, 1739). Постепенно однако Д. р. вытесняются трехсложными размерами, а главное современным чисто тоническим стихом. Силлабо-тонический стих, Ритмика. .