ГЛЕБОВ Анатолий Глебович (1899-) драматург. Отец артист, работавший много лет в рабочих районах Ленинграда, мать художница. Семейная обстановка сильно способствовала художественному самоопределению Глебова, материальные условия типичные для пролетариев умственного труда выявлению социальных симпатий и настроений. Гимназический курс сдал экстерном; учился некоторое
время на японском отделении факультета восточных языков. В 1917
Глебов уходит в общественную работу (редактор газеты «Свободная школа», санитар красногвардейского отряда, работает в Наркомпросе; в 1919 вступает в ВКП (б) в Туле, редактируя там орган Губкома «Пролетарское строительство» и другие; с 1920
по 1924 работает в Наркоминделе, с 1924 по 1927 в «Крестьянской газете» как организатор селькоровского движения и т. д.). Первое выступление в литературе относится к 1917
публицистика и очерки («Свободная школа», Л.); в 1924 работает в клубах для самодеятельных кружков, где ставятся литмонтажи и инсценировки Г. Первая изданная
пьеса «Канун» («Преступление старосты Дембовского») была поставлена осенью 1924 на сцене театра им. МГСПС; с тех пор на московских и провинциальных сценах появляется ряд пьес Г., трактующих в специфической для драматургии форме вопросы классовой борьбы. Так «Канун» отражает борьбу польского пролетариата с отечественной буржуазией; «Загмук» представляет собой обработку ассиро-вавилонской легенды, по которой в известное время года отдельные классы общества условно менялись своим социальным положением. В одну из таких «перемен» рабы, захватив власть, подняли восстание против своих угнетателей; «Власть» запечатлела героическую борьбу пролетариата с буржуазией в памятные Октябрьские дни
действие протекает в деревне, на заводе, в городе и на вокзале, где завязываются узлы социально-политических и экономически-производственных конфликтов; «Рост» отображает трудности социалистического строительства впервые в русской драматургии показаны типы так наз.
«вредителей» (инженеры, инструктора иностранцы, хулиганы и т. п.) действие развертывается на текстильной фабрике. «Золото и мозг» («Спрут») затрагивает вопросы международной пролетарской солидарности, военной опасности, организации зап.-европейского пролетариата, окруженного фашистами, социал-предателями и капиталистами, стремящимися вырвать у него даже изобретения, если они способны улучшить его положение, так в своеобразной форме обнаруживается и классовая обусловленность науки и ее деятелей.
«Инга» показывает уголок нового советского быта и перемену «женской доли» под влиянием преобразования современных отношений во всей их сложности. Так. обр. во всех пьесах Г. переплетаются два начала индивидуальное и социальное (коллективистическое), причем последнее определяет первое. В этом смысле Г., среди современных пролетарских драматургов, стремится наиболее последовательно выдержать принципы марксистской социологии.
В соответствии с этим он пользуется приемами психологического реализма, местами впадая, однако, в излишний
натурализм. Этот недостаток
Глебов пытается затушевать искусным построением драматургической композиции. Некоторые пьесы Г. переведены на языки национальных меньшинств (еврейский, тюркский, грузинский) и ставились на национальных сценах.
Библиография: Канун (Преступление старосты Дембовского), Театр. изд-во, М., 1924; Окопы в комнатах, МОДПиК, М., 1925; Горячкин в деревне, Пьеса для комсом. театра (совместно с Л. Субботиным), Моск. театр. изд-во, М., 1925; Загмук, Трагедия раннего восстания, МТИ, М., 1925; Рост, Теакинопечать, М., 1927; Расплата, Пьеса для деревни, «Крестьян. газ.», М., 1927; Власть, Драматические фрагменты Октября, Гиз, 1929; Золото и мозг, Теакинопечать, М., 1929. .