Литературная энциклопедия - изохронизм
Связанные словари
Изохронизм
I, p. 143) наличествуют соизмеримые единицы слоги, равные (или кратные) между собой по длительности, приравниваемой обычно к той или иной музыкальной единице счета (чаще к четверти ноты) и образующие такты, подобные музыкальным. Чередование стиховых единиц тактов, составленных из соизмеримых по длительности слогов и следовательно также изохронных, и определяет ритм стиха.
И. подкрепляется обычно еще указаниями и на генетическую связь стиха с музыкой, связанных между собой в первоначальном синкретическом периоде искусства. Сторонники изохронизма обнаруживают его в стиховых системах, не только действительно в той или иной степени связывающих стиховой ритм с длительностью, как напр. античный стих (см.
Стихосложение метрическое) или народный стих, но и в системах стиха тонического и силлабо-тонического строя. Между тем отсутствие в последних строгого временного соответствия между ударным и безударным слогом, подобно устанавливаемому соответствию между кратким и долгим, равным по длительности двум кратким слогам (в античной метрике), не дает уже возможности обнаружить в реальном стихе элементы И.: каждый стиховой отрезок может иметь произвольную длительность, что нисколько не изменит его тонического ритма, поскольку для стихового ритма имеет значение закономерная последовательность его единиц, а не их изохронность. В связи с этим стремление уложить стих во временные рамки, подчинить его принципу музыкального счета, читать его под удары метронома, характерное для И.
, ведет к попыткам «подогнать» реальный стих под теорию, что и приводит к резкому его искажению у наиболее последовательных сторонников И. В России с точки зрения И. подходили к стиху Сенковский, Корш (работавшие много над изучением восточной метрики (опирающейся на изохронные теории)), Гинзбург и др. Примерами крайнего И. у нас являются «Метротоника» Малишевского (М., 1924) и статья Квятковского в сб. конструктивистов «Бизнес» (М., 1929). .