Литературная энциклопедия - левицкий и. с.
Связанные словари
Левицкий и. с.
Писать Л. начал довольно поздно (1865), и первые его произведения («Дві московки», «Рибалка Панас Круть», «Причепа») печатались в галицийской «Правде», потому что на Украине печатание произведений на украинском языке представляло очень большие трудности, особенно после валуевского «Указа» 1863. Повести Л. приобрели немалую известность в Галиции и на Украине; в 1872 во Львове вышли отдельным изд.
«Повісті І. Нечуя», в 1874 в Киеве «Повісті Ів. Левицкого». В Кишиневе, где Л. учительствовал (с 1873 по 1885), вокруг него собрался кружок учителей украинофилов, в котором Л. прочитал свой известный реферат «Непотрібність великоруськоi літератури для Украiни і для словянщины» (издан в Галиции под заглавием «Сьогочасне літературне прямування»).
Реферат этот пронизан резкой проповедью украинского национал-шовинизма, характерного для всего наследия Левицкого и нашедшего особенно яркое выражение в его ответе на статью Пыпина «Особая русская няродность». Ответ этот был напечатан в журнале «Діло» за 1891 под заглавием «Украiнство на літературних позвах з Московщиною».Начав с подражаний Марко Вовчок, Л.
пошел значительно дальше ее в деле создания монументального жанра. Будучи хорошо знаком с французскими натуралистами и русскими реалистами и следуя их манере, Л. сделался основателем буржуазного романа на Украине. В своих романах и повестях Л. стремится отобразить жизнь «целой нации».Он дает широкие зарисовки из жизни самых разнообразных слоев населения, заставляет их разговаривать на украинском яз. и рисует их либо представителями и апологетами родной национальности, либо ее врагами. Здесь и обедневшее, пролетаризирующееся крестьянство («Дві московки», «Баби»,«Кайдашева сiмя», «Микола Джеря», «Бурлачка»), и кулаки, и сельское духовенство («Старосвітські батюшки та матушки», «По-між ворогами»), купечество («Рибалка Панас Круть», «Хмари»), помещики («Микола Джеря», «Бурлачка»), мещанство («Киiвські Прохочи») и чиновничество («Навіжена»), и интеллигенция («Хмара», «Над чорним морем»), и первые зародыши индустриального пролетариата («Микола Джеря», «Бурлачка»).
Главная идея, проходящая красной нитью через все творчество писателя, это нацдемовская идея единой украинской нации, живущей и развивающейся независимо от России, идея борьбы за национальное освобождение.Интеллигенция, к которой принадлежал и Л., ориентировалась не на «народ», а на «нацию» в европейском (буржуазном) смысле этого слова.
«Европеизм, русофобство и воинствующий национализм, дух конкуренции и национальной гордости, дух европейской буржуазии, идеология капиталистической интеллигенции вот особенности идеологии Нечуя-Левицкого» (Коряк).Рисуя быт различных слоев украинского общества, Л. пытается показать гибель не какого-либо класса, а «гибель нации».
Гибель эта вызвана крушением национального капитала, не выдерживающего конкуренции более сильного соседа, что ведет страну к колониальной зависимости.Типичный герой Л. Павло Радюк («Хмара») организатор воскресных школ, распространяет книги для «народа», собирает народные песни, ходит в национальном костюме, читает «Кобзаря» Шевченко всем от «мужика» до «пана». Он говорит не с классом, а с нацией и о нации. «Наша земля на Украине, говорит Радюк, как золото, а народ наш часто голодает. У нас нет промышленности, а о народе никто не беспокоится, никто его не поставит на путь истины, не учит... Наша народная песня поэтична, чудесна, как творения первостепенных гениев; наша поэзия, наш язык богат, как чистое золото... Нам не нужно войны, нам нужно просвещение» и т. д.Выступая в защиту национального капитала, но при этом снимая вопрос о классовости и говоря только о «нациях», Л. неизбежно переходил к шовинистическому нападению на представителей иных национальностей, проживающих на территории Украины русских, евреев, поляков («Рибалка Панас Круть», «Причепа», «Хмара»).Следует особенно отметить несомненную долю антисемитизма, присущего творчеству Левицкого. Рисуя евреев-лавочников, автор старается вызвать в читателе отвращение к ним; совсем иначе он изображает торгашей-украинцев.В ст. «Сьогочасне літературне прямування» Л. провозглашает три принципа «новой литературы» принцип реальности, принцип национальности и принцип народности, которым он остается верен в своем творчестве от начала до конца.
Почти все романы Л. принадлежат к типу буржуазного семейного романа; автор следит за целыми поколениями, сменяющими друг друга. Глубокая тенденциозность этих романов отразилась на их художественности; это скорее «исследования», чем истинно-художественные произведения. Отсюда и герои не живые люди, а схемы, воплощение какой-либо «идеи».Если рассматривать идеи Л. в их развитии, в них можно видеть зародыши идеологии современного украинского фашизма, представшего перед судом советской общественности на процессе СВУ.
Библиография:
I. Твори, 11 тт., за ред. Ю. Меженка, ДВУ, Киiв, 1926-1930; То же, издание 2-е, тт. I-III, V-VII, Харьков, 1929; То же, издание 3-е, тт.
I-X, Харьков, 1930-1931 (изд. продолжается).II. Огоновський О., История літератури руськоi, ч. 3, вып. I, Львов, 1893; Левицкий Ів., Автобиография, журнал «Світ», 1881; Ефремов С., Істория украiнського письменства, 1917; Якимович С., До композиціi романів Нечуя-Левицкого, «Червоний шлях», 1925, № 3; Ніковський А., Вступ. ст. до «Миколи Джері», вид. «Книгоспілка», 1925; Шамрай A., Украiнська література, «Рух», 1927; Меженко Ю., Ст. до «Творів» Нечуя-Левицкого, ДВУ, 1929; Коряк В., І. С. Нечуй-Левицкий, «Критика», 1928, № 3; Его же, Нарис історіi украiнськоi лiтератури, т. II; Его же, Буржуазное письменство, Харків, 1929; Его же, Украiнська література, Конспект, ДВОУ, Харків, 1931; Кирилюк Е., Творчий шлях І. Нечуя-Левицкого (вступ. ст. до І. Нечуй-Левицкий, «Вибрани твори»), 1929; Дорошкевич О., Підручник історіi украiнськоi літератури, выд. «Книгоспілка» Киiв, 1931. .