Литературная энциклопедия - мэтр адам
Связанные словари
Мэтр адам
В 1638-1640 он живет в Париже. Одним из адресатов его од становится всесильный Ришелье. Надоев придворным вельможам, М. А. возвращается в Невер к семье, ремеслу и провинциальным собутыльникам, но вскоре опять ищет подачек у Ришелье, который сбывает его с рук начинающему свою карьеру Мазарини. Последний однако также не развязывает кошелька.
В эпоху крупнофеодальной Фронды принцев М. А выступает с одной из многочисленных в то время «мазаринад» (памфлетов против Мазарини) «Claquet de la Fronde» (Колотушка Фронды, 1651). После подавления Фронды М. А. воспел Мазарини в ряде льстивых од.Первый сборник М. А. выпустил в Париже в 1644 под названием «Chevilles» (Столярные шипы). Уже после смерти М.
А., в одном и том же 1663, вышел двумя изданиями в Париже 2-й его сборник «Vilebrequin» (Коловорот).Под толстой шелухой присяжной лести всякого рода посвящений в творчестве М. А. обнаруживается искаженный унижениями образ незаурядного социального мыслителя своего времени и своей классовой группы. Прежде всего и это уже тонко подметила в посвященном ему апологетическом «Непринужденном диалоге» Жорж Санд в его манере расхваливать сильных мира сего была какая-то особенная комически-напускная, близкая к иронии напыщенность, к-рая прощалась ему знатью лишь как простолюдину, но заставляла насторожиться.В его лести пробивалась и прямая грубость. Достаточно сравнить сентиментальный тон его стихов к принцессам Гонзага, долговременному предмету его поэтического культа, со стихами к одному маркизу, где он, касаясь бренности телесной оболочки отличающихся скупостью сильных мира сего, натуралистически выражается об их смерти: «Когда их падаль мертва...» (Quand leur charogne est morte).
М. А. неоднократно останавливается на проблеме социального неравенства правда, не без цели смягчить черствые сердца и развязать кошельки. Он подчеркивает без ложного стеснения перед аристократами свое крестьянское происхождение, свое скромное положение ремесленника и вместе с тем свой талант и самовыучку, уравнивавшие его с поэтами из привилегированных классов.
Он останавливается на случайности рождения «капризе судьбы и природы», на равенстве людей перед природой, на общем родстве людей и на неравном разделе благ природы между ними. Абсолютизм представлялся ему углублением социальных различий. В интересах сохранения рынка феодального ремесла М. А. восстает против отъезда провинциальной знати ко двору, указывая на интриги и опасные соблазны придворной жизни.
Он подчеркивает призрачность престолов и могуществ, говорит о тяжелом положении крестьян, разоренных войнами (шли Тридцатилетняя и Религиозные войны) и повинностями, намекает на растущее крестьянское движение. Представитель гибнущей социальной группы, М. А. уравнение состояний и освобождение от приниженного положения видит обычно во всеуравнивающей и всеосвобождающей смерти и в связи с этим выступает в защиту «бессмертия души» против материалистических теорий.
Но в посмертном сборнике М. А. имеется одно замечательное стихотворение, в к-ром поэт примиряет жалобы разоренного войнами крестьянина и оставшегося нищим, люмпеном, солдата-наемника верой, что за веком, когда «люди поедают друг друга», «наступит время, когда все вещи будут общими» (voicy la saison ou les choses seront communes) лозунг потребительского коммунизма.М. А. был одним из первых французских шансонье. Одна из песен «Chanson bachique» (Вакхическая песня) о сошествии пьяницы (самого М. А.) в ад распевается доныне, претерпев ряд изменений («Aussitot que la lumiere...»).
Библиография:
I. Adam Billaut, menuisier de Nevers, Poesies, ed. complete, Nevers, 1842 (полное собр. сочин.); Adam Billaut, menuisier de Nevers, Les Chevilles. Le Claquet de la Fronde.
La Vilebrequin, Textes choisis, Nevers, 1919 (сб. избр. сочин.).
II. Denis F., Me Adam Billaut, Notice biographique et litteraire (в указ. полном собр. сочин. М. А.), Nevers, 1842; Gerin M., Adam Billaut, Essai biographique et litteraire (в указ. сб. избран. сочин. М. А.), Nevers, 1919; Mignon M., Adam Billaut, menuisier-poete nivernais, etude biographique et litteraire, Nevers, 1904; George Sand, Questions d’art et de litterature, P., 1878, IX: Dialogues familiers, chap. II о М. А. (написана в 1842); Joubert L.
, Adam Billault, «Revue Independente», 1846, t. III. .