Литературная энциклопедия - миракль
Связанные словари
Миракль
МИРАКЛЬ (франц. miracle «чудо») в более широком значении слова всякая (стихотворная или прозаическая) разработка легендарного сюжета, центральным эпизодом к-рого является «чудо» в частности «чудо богородицы» (miracle de Notre Dame). Таковы сборники стихотворных легенд «Gautier de Coincy» (кон. XII нач. XIII вв.), «Jehan le Marchant» (ок. 1240) и ряд анонимных, приблизительно того же времени, отражающие и пропагандирующие столь характерный для этой эпохи культ женского божества богородицы.
Этот тип М. представляет собой одну из тематических разновидностей легенды .В более узком значении слова М. небольшая драматическая форма, появляющаяся спорадически во французской литературе XIII-XIV вв. и разрабатывающая сюжеты эпических М., а частью и сюжеты других легенд. Всего до нас дошло сорок три М., из них сорок анонимных, в рукописи XIV в. одного из городских поэтических цехов пюи (puy); остальные, более ранние М. тоже принадлежат поэтам городского сословия «М. о св. Николае» (Jeu Saint Nicolas) Jehan Bodel’я из Арраса (кон. XII нач. XIII вв.), «М. о Теофиле» Рютбёфа. Появление драматического М., свободного от связи с литургическим действом (ср. «Драма средневековая»), показательно для определенного этапа развития буржуазии.
Его сентиментальная тематика, в ряде М. соприкасающаяся с тематикой «мещанской трагедии» XVIII в. (ср. напр. М. о женщине, доведенной сплетнями соседей до убийства, или М. о молодой матери, невинно осужденной за убийство нечаянно захлебнувшегося новорожденного); реализм его изображения, насыщенного множеством бытовых подробностей и являющегося ценным источником для истории быта средневекового города; его живой диалог из коротких реплик, написанных восьмии четырехсложным стихом; его простой синтаксис и характерные вульгаризмы лексики (богородица напр. грозится дьяволу «растоптать брюхо» (М. о Теофиле)) все это характерно для создающегося художественного стиля молодой буржуазии. С другой стороны, ряд моментов свидетельствует о слабости самосознания класса, о недостаточной самостоятельности его художественного метода: обилие элементов легендарной и сказочной тематики, социальный отбор сюжетов и действующих лиц с преобладанием феодальной аристократии над горожанином; наличие в М. форм куртуазной поэзии (куртуазные монологи, как монолог влюбленного в невестку королевича «М. о римской императрице») М. вскрывается так. обр. как жанр переходной эпохи, как жанр гибридный. Отсюда и его малая устойчивость в литературе французского средневековья, где он сравнительно быстро уступает место другим малым драматическим формам фарсу и моралитэ, более отвечающим практике нового класса как орудие прямого нападения и пропаганды.Библиография:Эпические М.: Les miracles de la S-te Vierge, p. G. de Coincy, ed Poquet, Laon, 1858; Jehan le Marchant, Miracle de Notre-Dame de Chartres, ed. Duplessis, Chartres, 1855; «Romania», 29 (1900), ст. P. Meyer. Драматические М.: Миракли Jehan Bodel и Рютбёфа Monmerque L.
et Michel F., Theatre francais au moyen age, P., 1839; Рукописи М. XIV в. опубликованы полностью в серии «Societe des anciens textes francais». На русском яз. «М. о Теофиле» Рютбёфа пересказан А. Блоком. См. также «Драма», «Рютбёф», «Французская литература». .