Литературная энциклопедия - норрис
Связанные словари
Норрис
Несмотря на это, в первых своих малозначительных повестях, созданных на основе натуралистического метода («Mc Teage», 1899, «A Man’s Woman», 1900, и др.), Н. в сущности отдает дань романтике, культивируемой буржуазными идеологами империалистической Америки. Повести посвящены примитивной, но созидательной борьбе сильного человека с природой, романтике образа покорителя.
Этими реминисценциями буржуазной и мелкобуржуазной фермерской экспансии, колонизаторства, Н. объективно включился в литературу, служащую империалистической «мобилизации» страны.Последующие произведения Н. уже направлены к изобличению захватнических тенденций современного финансового капитала разорителя мелкой буржуазии.
Первая часть не до конца осуществленной трилогии Н. «Epic of the Wheat» (Эпос пшеницы) «The Octopus» (Спрут, 1901) посвящена борьбе железнодорожного треста с зажиточным фермерством. Фермерство для Норриса символ уходящих «американских возможностей», свободного хозяйствования на свободных землях. В трагедии разорения фермерства писатель вскрывает глубокие социальные противоречия капиталистической системы, разоблачая лживость идеи о ее «гармонии».
Ощущение обреченности в этой борьбе приводит Норриса, с одной стороны, к пессимистической развязке романа, с другой к созданию мистических образов треста пшеницы «природного», «сверхсоциального» начала, карающего за фермерские несчастья.Финансовому капиталу целиком посвящена вторая часть трилогии Н. «Омут» (Pit, 1903). Здесь биржевая игра дана как символ нового капитализма, причем художник несомненно увлекается размахом и стратегией спекулятивных комбинаций.
Образ Кертиса, талантливого финансиста-дельца, противоречив и идеализирован. Сама биржа гипертрофированный, почти мистический образ поле величественной, чудовищно напряженной битвы. Н. дает апологизированный образ Чикаго, биржи, размаха капиталистического предпринимательства.К этой апологетике писателя подводит его борьба за «крепкого фермера». Констатируя победу финансового капитала и не понимая экономической ее обусловленности, Н. мистически поднимает ее над действительностью, так же как в первой части трилогии, констатируя поражение «честного» фермерства, Н. обращался к мистическому образу карающей «надсоциальной» пшеницы.
Несмотря на ущербность мелкобуржуазного натурализма Н., он один из первых американских писателей, давших социальную проблематику в лит-pe, как глубоко значимую, достойную «героической эпопеи». Творчество Н., как и весь американский мелкобуржуазный натурализм (Крэйн, Геррик и др.), отразило период изживания особенностей американского развития в эпоху промышленного капитализма. В этом социальное значение творчества Н. и художественная сила, основывающаяся на обличении.Библиография:I. На русск. яз. перев.: Омут, Роман, перев. А. Гальстштейн, СПБ, 1903 (прилож. к журн. «Мир божий»); То же, перев. А. Г., изд. «Мысль», Л., 1927; Спрут, Роман, перев. А. Г., изд. «Мысль», Л., 1925; То же, перев. П. Охрименко, под ред. М. Левидова, изд. «Пролетарий», Симферополь, 1925; То же, сокращ. перев. Э. К. Пименовой, Гиз, М. Л., 1926; Топпан, Рассказы, перев. М. Матвеевой, изд. «Сеятель», Л., 1926; Бликс, Повесть, перев. Е. И. Фортунато, изд. «Мысль», Л., 1927; Yvernelle, 1892; Schanghaied, 1899; Blix, 1900; A Man’s Woman, 1900; The Octopus, 1901; The Pit, a Story of Chicago, 1903; Complete Works, 7 vv.
, 1903; A Deal in Wheat, 1903; The Joyous Miracle, 1906; The Third Circle, 1909; E. N. of «The Wave», Stories a. Sketches from the San-Francisco Weekly, 1893-1897, San-Francisco, 1931.
II. Анисимов И., «Книгоноша», 1926, № 1; Розенталь Л., «Печать и революция», 1926, № 4 (о романе «Омут»); Его же, «Печать и революция», 1925, № 8 (о романе «Спрут»); Van Doren С., American a. British Literature Since 1890, N. Y., 1925; Grattan C. H., F. Norris, «Bookman», N. Y., 1929, July; Pattee F.
L., The New American Literature, N. Y., 1930 (приведена библиография); Walker F., F. Norris. A biography, N. Y., 1932. .