ПАСТОРЕЛА (старопровансальское pastorela, или pastoreta, старофранцузское pastourele, или pastourete, «песня о пастушке») один из характерных жанров романской куртуазной лирики, к-рому в немецком «деревенском миннезанге» ближе всего соответствует
Reigen, а отчасти и
Winterlied. Основанием для выделения жанра служит характерная особенность тематики
введение в
круг действующих лиц П. крестьян и пастухов. Обычно сюжетную схему П. образует спор крестьянской девушки или пастушки с рыцарем-поэтом, желающим удовлетворить внезапно вспыхнувшую страсть: в одних случаях девушке удается ловкими речами избавиться от назойливого ухаживателя, в других он добивается желанного обещаниями и прямым насилием. П. с подобной сюжетной схемой обычно называют «классической» В некоторых случаях куртуазный
герой устраняется спор идет между пастухом и пастушкой или
пьеса утрачивает эротический и приобретает дидактический характер: поэт-рыцарь выслушивает наставления почтенного пастуха. Другой распространенный
тип пасторелы так называемая «описательная пасторела», или «пасторела-сценка». Куртуазный поэт выступает здесь в качестве наблюдателя, который рисует весенний праздник и крестьянское веселье.Наиболее обычными признаками формы пасторелы являются небольшой объем (чаще всего 5 строф), строфическое строение, соединение в строфе стихов разного размера, сложное переплетение рифм и частое применение сквозной рифмы. Во французской пастореле обычен
рефрен, в провансальской, более куртуазной
по форме и содержанию, он отсутствует.Своеобразное соединение в тематике П. образов рыцаря и крестьянки, упоминание о весенних обрядах, наличие таких песенных элементов, как припев, наводят на
мысль о фольклорных истоках П., тогда как самый характер диалога, идиллический колорит изображаемого, куртуазный облик пастушки заставляют искать
прототип П. в латинской ученой и вагантской поэзии средневековья. Исследователи П. колеблются между этими двумя гипотезами.
Многое позволяет утверждать, что пасторела сложилась и развилась в среде феодально-аристократической. В жанре этом могли быть в своеобразном преломлении использованы элементы фольклора, так же как недостающие в жизни розовые краски пастушеской идиллии должны были заимствоваться из традиций латинской поэзии.Это предположение, нуждающееся в более детальном обосновании, подтверждается и внешней историей П.
, возникающей в
период расцвета рыцарства (в XII в.) и незаметно перерождающейся в придворную идиллию и эклогу XIV-XV вв., совершенно лишенные фольклорных реминисценций.
Библиография: на русск. яз. до 1911 приведена у В. Шишмарева, Лирика и лирики позднего средневековья, П., 1911 (гл. I. Пастурель); La pastourelle dans la poesie eccitane du moyen age. Textes publ. et trad. p. J. Audian, P., 1923; Piguet E., L evolution de la pastourelle du XII-е siecle a nos jours, Basel, 1927; Jones W. P., Some Recent Studies on the Pastourelles, «Speculum», 1930, April. .