Литературная энциклопедия - паустовский
Связанные словари
Паустовский
Позднее этот гравер «проморгал революцию». В ранних рассказах П. выявляется пассивно-созерцательный подход к действительности, писатель любуется в этих новеллах морем, силой и остроумием моряков, он не идет здесь дальше изображения стихийного, индивидуалистического бунта против капиталистической эксплоатации («Королева голландская», «Разговор во время ливня», «Судебный заговор»).
В большинстве своем реалистические новеллы Паустовского проникнуты лиризмом, им свойственна порой излишняя изысканность. По своей композиции это обычно рассказы от первого лица, записки, письма, дневники и т. п.Если в ранних новеллах П. выражен созерцательный подход к мечтателю-интеллигенту, фактически выключенному из социальной практики, то в последующих своих произведениях П.переходит к изображению интеллигентов, включающихся в практику социальной борьбы. Горизонт писателя расширяется, произведения его получают заостренность. В романе «Блистающие облака» интеллигенты, вроде капитана Кравченко, писателя Берга, журналиста Батурина, в борьбе с врагами Советского Союза перестают быть людьми, «оторванными от своего века», и находят, хотя и с опозданием, себе место в новой жизни.
Сюжетный узел романа поиски похищенных врагом Пиррисоном чертежей ценного для Советского Союза изобретения. Борясь с врагом, герои-интеллигенты возвращаются к жизни, перестраиваются. Они чувствуют себя включенными в практику революционной действительности. Заключительная глава романа показывает этих людей переродившимися.Писатель Берг, подводя итоги удачной операции, говорит: «Если бы не эти поиски, вы бы заплеснели в своем скептицизме». «Очень стал жить широко и молодо». Батурин же почувствовал себя борцом. Он позовет «к плодоносной земле, к шумным праздникам, к радостным зрачкам людей, к мудрости каждой, самой незначительной вещи». Правда, у Батурина нет еще пролетарского понимания задач революции.
Смысл романа утверждение необходимости включения интеллигента в революционную работу как единственного пути, на котором преодолевается узость кругозора мелкого человека. Несмотря на то что в этом романе излишне подчеркнуты авантюрные мотивы, несмотря на то что писатель не смог дать реалистическую трактовку эпизодам классовой борьбы в заслугу Паустовскому необходимо поставить психологически убедительную трактовку тех изменений, которые претерпевает бо`льшая и лучшая часть интеллигенции в условиях победоносной борьбы пролетариата.
С значительно большей идейно-художественной зрелостью написан П. «Кара-Бугаз», первоначально предназначавшийся для юношества и выдвинувший П. в первые ряды советской литературы. В «Кара-Бугазе» со всей силой выступает характерное для П. умение сочетать романтический пафос с реалистическим изображением явлений действительности. Кара-Бугаз залив Каспийского моря, содержащий в себе сотни миллионов тонн мирабилита (глауберовой соли), миллионы тонн брома, барита, серы, известняка, фосфоритов. Эти колоссальные богатства, освоить к-рые была бессильна старая самодержавная Россия, начинает широко разрабатывать пролетарское государство.В Кара-Бугазе строится мощный комбинат, вовлекаются в строительство кочевники-туркмены, страшная безводная пустыня превращается в цветущий сад. П. создает ряд волнующих художественно выразительных эпизодов; такова напр. сцена первого социалистического соревнования туркмен при прорытии туннеля. «Кара-Бугаз» в изобилии включает в себя историч.
документы (донесения капитана Жеребцова), выдержки из речей, цифровые справки, научные разъяснения и т. д.; вместе с тем П. далек от фактографического подхода к действительности. В «Кара-Бугазе» органически соединились элементы художественного очерка, литературы путешествий, драматически насыщенной новеллы о гражданской войне, психологического эскиза.
В повествование мимоходом вкраплены сжатые и вместе с тем выпуклые портреты-характеристики. Передавая своеобразный колорит пейзажа Туркменистана и особенности культурно-бытовых черт его населения, Паустовский свободен от дешевого эстетского экзотизма. В замечательной сказке Бекмета о Ленине Паустовский дает образец художественного воссоздания творчества народных масс. Отличительная особенность книги и в том, что она как бы обращена в будущее, окрылена романтической целеустремленностью.В повести «Судьба Шарля Лонсевиля» П. переходит от изображения практики соц. строительства к такому показу прошлого, к-рый не только не уводит от современности, но еще ярче оттеняет собой ее значительность. Действие повести развертывается в эпоху Николая I. П. не случайно избирает своим героем революционера-республиканца Шарля Лонсевиля, попавшего в Россию в плен после отступления наполеоновской армии: именно такой человек способен был особенно остро почувствовать казарменную действительность николаевской России. Положение подобного человека в России трагично, и лишь смерть избавляет Лонсевиля от пожизненного заключения в Шлиссельбургской крепости. Рабской российской действительности противопоставляются запретные воспоминания о грозных восстаниях крепостных рабочих. Повести «Судьба Шарля Лонсевиля» свойственны лаконичный, строго вычерченный сюжет, вбирающий исторические факты, лица, события, остро проведенные линии классовой борьбы, яркие характеристики, взволнованный и мужественный язык.Автор большого количества очерков и новелл, Паустовский заслужил высокую оценку своего творчества, данную виднейшими деятелями и писателями нашей эпохи Н.К. Крупской, М. Горьким, Р. Ролланом и др. «Кара-Бугаз» и «Судьба Шарля Лонсевиля» переведены на немецкий, французский и английский яз.
Библиография:I. Минетоза, Морские наброски, изд. «Библиотека Огонька », М., 1927; Морские наброски, Рассказы, изд. ЦК Союза водников, М., 1927; Встречные корабли, Повести и рассказы, изд.
«Молодая гвардия», (M.), 1928; Блистающие облака, изд. «Пролетарий», Харьков, (1929); Записки Василия Седых, Гиз, М. Л., 1930; Ценный груз, изд. «Молодая гвардия», М., 1931; Кара-Ада, изд. то же, М., 1932; Кара-Бугаз, изд. то же, М., 1932; Лучшая ловецкая бригада СССР, (Очерк), изд. 2-е, Когиз, М., 1932; Судьба Шарля Лонсевиля, изд.«Молодая гвардия», Москва, 1932. П. опубликовано свыше ста рассказов и очерков в периодической печати: «Правда», «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва», «Красная новь», «Сибирские огни», «30 дней», «Смена», альманах «Год шестнадцатый», «La litterature internationale» (Москва), «Regards» (Париж) и др.
II. Ж. Э., «Молодая гвардия», 1927, VI (отзыв о «Минетозе»); Рожков П.
, «Книга и революция», 1929, X (отзыв о «Блистающих облаках»); Крупская Н. К., газ. «Комсомольская правда», 1932, № 5; Павленко П., Отличная книга, «Литературная газета», 1932, № 56, 11 дек.; Его же, «Красная новь», 1932, XII; Юдин С., Книга, зовущая на победу, «Книга молодежи», 1932, VIII-IX; Третьяков С., газ. «Правда», 1933, № 6, 6 янв.; Колесникова Г., На грани между очерком и повестью, «Октябрь», 1933, VI; Дучинская С., Что говорят о «Кара-Бугазе» ребята, «Книга молодежи», 1933, VIII-IX; Трифонова Т., «Резец», 1933, II; Фридман Б., «Молодая гвардия», 1933, II; Яглинг Б., «Наши достижения», 1933, I; Тоом Л., Книга, заражающая творчеством, «Сибирские огни», 1933, III-IV; Славин Л.
, Книга для всех (Заметки писателя), «Вечерняя Москва», 1933, 13 февр.; и др. (отзывы о «Кара-Бугазе»); Ледовская М., «Детская литература», 1932, XIII (отзыв о »Кара-Ада«); Кравцов, «Детская литература», 1932, II-III (отзыв о «Ценном грузе»); Фридман Б., Новая книга К. Паустовского, «Молодая гвардия», 1933, VIII; Резник О., Повесть многих граней и проблем, «Детская и юношеская литература», 1933, VI; Шкловский В., Исторический роман из общих представлений, «Литературная газета», 1933, № 53, 17 ноября; Паустовский К., Упрек возвращаю, Ответ на статью Шкловского, там же, 1933, № 53, 17 ноября; Шкловский В., Мольеровские парички, там же, 1933, № 55, 29 ноября (отз. о «Судьбе Шарля Лонсевиля»). .