СААМСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА принадлежит к литературам финно-угорских народностей (литература на саамских языках, особенно на зап.-саамских языках и более всего на шведско-саамском и норвежско-саамском) наряду с венгерской, финской и эстонской. Первые письменные памятники С.л. (на шведско-саамсском языке) восходят еще к началу XVIIв. С.л. носила исключительно церковно-миссионерский характер, издавалась для саамов Швеции, Норвегии, Финляндии и отчасти России (для последней только с конца XIXв.). Такой же в общем она осталась и
по сегодняшний день в зарубежных странах (Норвегии, Швеции и Финляндии, где живет большинство саамов; см. Саамский язык.) Исключение составляет до последнего времени единственное художественное произведение, принадлежащее писателю-сааму J.Turi (из шведских саамов)
книга к-рого «Muittalus samid birra» (Stockholm, 1917) художественная
автобиография переведена на шведский, датский, английский, немецкий языки. Советские саамы, получившие письменность на родном языке в 1933, еще не успели создать самостоятельной художественной литературы (школьная для первых двух классов нач. школы и художественно-переводная уже имеется). Художественную ценность представляет саамский
фольклор. Различными учеными, гл. обр. зап.-европейскими, собраны многочисленные саамские сказки, легенды, предания и отчасти песни и другие произведения народного творчества. В последнее
время значительный фольклорный материал (пока неопубликованный) собран среди Кольских саамов А.Г.Эндюковским во время экспедиций летом 1933 и 1934. Более или менее обстоятельных теоретических исследований по саамскому фольклору очень
мало. Можно указать лишь на работу Н.Харузина «Русские лопари» (М., 1890), где есть большая
глава «О народном творчестве у лопарей», и К.В. Wiklund’а «Lapparnes sang och poesi» (Uppsala 1906)
очерк о народной поэзии у саамов. Известна ценная работа J.Qvigstad’а «Lappische Marchen und Sagenvarianten» (Helsinki, 1925, FF Communications, v. XVIII, №60, p. 1-64), где дается (по системе известного финского фольклориста Antti Aarne) тематическая классификация обширнейшего фольклорного материала, записанного среди норвежских, шведских, финских и русских саамов.
К самобытной сюжетике саамского фольклора относятся сказки о животных, о превращениях, о нойдах (колдунах), рассказы-легенды о нашествиях чуди, о сверхъестественных существах и др. Это дореволюционный фольклор, создававшийся на протяжении истории саамов и до сих пор еще бытующий среди них. В этом фольклоре отразилась в художественной форме неписанная история саамов, находившихся под гнетом Швеции, Норвегии и царской России.
С этой точки зрения саамский фольклор имеет важное значение как исторический источник. Современная революционная
тематика пока еще мало отразилась в фольклоре Кольских саамов.
Библиография: Кроме вышеназванных работ по саамскому фольклору, в первую очередь должны быть указаны следующие труды: QvigstadJ., Lappiske eventyr og sagn (Лопарские сказки с норвежскими переводами), т.I-IV, Oslo, изд. Instituttet for sammenlignende kulturforskning, 1927-1929; ItkonenT., Koltanja kuolanlappalaista satuja, Helsinki, 1931; KoskimiesA.V. ja ItkonenT.J., Inarinlappalaista kansantietoutta, Helsinki, 1917.Библиографические указания по саамскому фольклору содержатся в «Bibliographie der lappischen Litteratur» J.K.Qvigstad u. K.B.Wiklund, Helsingfors, 1899 (Memoires de la Societe Finno-Ougrienne, XIII). .