Литературная энциклопедия - сергеев-ценский
Связанные словари
Сергеев-ценский
СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ Сергей Николаевич (1876-) писатель. Был учителем, затем офицером, поручиком запаса. Участвовал в русско-японской войне. Впервые в печати выступил в 1901 сборником «Думы и грезы».Своим дооктябрьским творчеством С.-Ц. отразил поворот буржуазной интеллигенции вправо, вызванный ростом пролетарской революционности. До революции 1905 С.
-Ц. хранил веру в свободное развитие человечеств («Верю!»). Характерна его попытка создать образ революционера. Но революционер у С.-Ц. Шевардин («Сад»), Хохлов («Маски») это беспочвенный и стихийный поборник отвлеченной правды, не понимающий реальных методов борьбы.Творчески самоопределяется С.-Ц. в период 1905. Он оставляет мечтания о свободе и становится на реакционные позиции, Круг основных идей С.-Ц. невелик и постоянен. Жизнь представляется в многочисленных его произведениях как чудовище, бессмысленный рок.Разум человека оказывается бессильным, человек целиком фатально подчинен случайностям. Основные герои С.-Ц. пессимисты, иппохондрики, лишенные воли и страсти. Рок довлеет над ними, они живут обособленной, индивидуалистической жизнью. Так, в поэме «Движения» С.-Ц. рисует в гротескной форме бессмыслицу бытия, суетность всякого дела, подчиненность человека слепым случайностям (образ помещика Антона Антоновича).
Идея вырождения с глубоким лиризмом развертывается С.-Ц. в одной из лучших его поэм «Печаль полей» (1908). Фатально обречены на вырождение и лучшие люди (Игнат, Анна) и природа (образ грозы, гибели дерева). Финал рассказов С.-Ц. смерть, перипетии умирания рисуются им детально («Наклонная Елена», пьеса «Смерть» и др.).В 1907 вышел принесший литературную известность роман «Бабаев», в к-ром революция интерпретируется как рок, разгул бесчеловечности и жестокости. Симпатии автора на стороне поручика Бабаева, выступающего в роли «усмирителя» и хранителя старого порядка.Великую Октябрьскую пролетарскую революцию С.-Ц. встретил враждебно. В рассказе «Капитан Коняев» (1918), он тенденциозно изобразил теневые стороны революционной эпохи стихийный разгул матросов, поведение обывателей, проституток. В многочисленных пореволюционных рассказах и повестях С.-Ц., концентрируя внимание на явлениях разрушния, насилия, жестокости, тенденциозно искажает современную действительность.
Деградация России лейтмотив его рассказов о гражданской войне, о голоде. Действительность изображается им как ужас, тьма. Человек человеку оказывается врагом. Революция означает с точки зрения С.-Ц. торжество народной дикости, озверения. Разделяя кулацкую идею, С.-Ц. рисует крестьянство целиком враждебным пролетариату («Жестокость»). Обращаясь к образам новых людей рабочим, революционерам-коммунистам, С.-Ц. извращает их. Предревком Золоторенко («Павлин»), матрос Семен Подканаев это дегенераты, в прошлом убийцы, в к-рых безудержна разнузданность, своеволие. В рассказе «Павлин» в символическом образе нелепо убитого павлина С.-Ц. проводит мысль о том, что революция убивает все прекрасное, ценное.После Октября С.-Ц. написал роман «Обреченные на гибель» вторую часть начатой еще до революции эпопеи «Преображенье». (первая часть «Валя»). С.-Ц. стремится показать предреволюционное и послеоктябрьское русское общество в различных его слоях. В период реакции 1907-1909 интеллигенция, испытывая панический страх перед народом, все надежды переносила на защищающую ее от ярости народа власть штыков.
Это отношение к революции сохраняется С.-Ц.В последний период С.-Ц. дал новый роман «Зауряд-полк», являющийся продолжением романа «Обреченные на гибель». В романе, тематически посвященном описанию жизни полка, нет солдат, не показаны их настроения и отношение к офицерам и офицеров к ним. Единственный стереотипный эпизод учения солдат на плацу написан с целью показать «благородство» прапорщика Ливенцова, а не тяжелую участь солдат.
Сергеев-Ценский написал за последние годы ряд повестей о классиках русской литературы. В повестях «Поэт и поэт» (1933), «Гоголь уходит в ночь» (1933), «Невеста Пушкина» (1934) С.-Ц. дает поверхностное, трафаретное, выдержанное в духе либеральной критики изображение жизни, судьбы и личностей писателей. Так, Гоголь напр.дан только мракобесом, мистиком, прогрессивная роль Гоголя-художника стерта, без оценки оставлено давление на художника николаевской реакции.В рассказах 1934 «Памяти сердца» и «Поезд с юга», С.-Ц. создает искаженный образ нового человека и с тоской вновь пишет о «слабой» интеллигенции и ее «страданиях». Рассказы загромождены ложными, надуманными психологическими подробностями.
Свое отрицательное отношение к действительности С.-Ц. прикрывает подчас символами, условностями и недосказанностями, аллегорическим развертыванием идей. Он пристрастен к уродствам жизни и уродливым, искривленным людям. Показывая бессмыслицу жизни, нездоровую психику людей, С.-Ц. противопоставляет этому непреоборимую силу природы.
Он воскрешает традицию дворянской литературы, боготворит землю, ее целебную силу. Природа у него очеловечена. Но в соответствии с общим характером творчества С.-Ц. и природу дает печальной. Не случайно преобладание образа осени, увядания («Печаль полей», напр.). Стиль его манерен. В нем сочетаются натуралистическая струя, детализация с отрывочностью и склонностью к символам и недомолвкам.Библиография:I. Рассказы, т.I-VII, СПБ М., 1907-1916; Полное собр. сочин., изд. «Мысль», Л., 1928; Бабаев, Роман, изд. то же, Л., 1928; В грозу, (Рассказы), изд. «Федерация», Л., 1928; Поэт и чернь. (Дуэль Лермонтова). Повесть, изд. «Пролетарий», Харьков, (1928); Печаль полей, изд. 4, Моск. т-во писателей, (М., 1929); Преображение. Эпопея, ч.1. Валя. Роман, изд. 3, кн. II. Обреченные на гибель, Роман, изд. то же (М., 1929); Поэт и поэтесса, изд. «Федерация», М., 1930; Гоголь уходит в ночь, изд. «Советская литература», М., 1933; Избранные произведения, ГИХЛ, (М.
), 1933; Движение, (Рассказы), изд. Моск. т-ва писателей, (М., 1933); Мишель Лермонтов, Роман в 3чч., изд. то же, (М., 1933); Около моря (Рассказы), ГИХЛ (М. Л.), 1934; Невеста Пушкина, Роман в 2чч., изд. «Советская литература», М., 1934; Зауряд-полк, Роман, Гослитиздат, М., 1935; Маяк в тумане, Рассказы, изд. «Советский писатель», М., 1935.II. КранихфельдВ., Поэт красочных пятен, «Современный мир», 1910, VII (перепеч. в его книге «В мире идей и образов», т.II, СПБ, 1912); МорозовМ., Поэт безволия, в книге автора «Очерки по истории новейшей литературы», СПБ, 1911; ГорнфельдА., Путь Сергеева-Ценского, «Русское богатство», 1913, XII; БочачерМ., Певец «обреченных», «Русский язык в советской школе», 1931, IV; ВоровскийВ., Нечто о г. Сергееве-Ценском, Сочинения, т.II, М. Л., 1931; ГоффеншеферМ., Движение на месте, «Литературный критик», 1933, III; УсиевичЕ., Творческий путь Сергеева-Ценского, «Литературный критик», 1935, №3. .