Литературная энциклопедия - слепцов
Связанные словари
Слепцов
Позитивная программа писателя едва ощущается всех его литературных произведениях. С. преимущественно интересуют социально-экономические противоречия его времени, процесс формирования новых общественных и бытовых отношений. Его внимание поглощено характером роста новых городов и связанных с ним классовых противоречий. В «Письмах об Осташкове» автор показывает типичный уездный город пореформенной России.
Разоблачая кричащие противоречия Осташкова, автор приходит к выводу, что в основе показного культурного «преуспеяния» города лежат хищнические интересы.Эта же проблематика общественных противоречий живо интересует С. и тогда, когда он изображает дворянскую усадьбу и деревню. Основное произведение, посвященное этим проблемам, «Трудное время» повесть, к-рая вызвала огромный интерес среди читателей и внимание критики разнообразных течений. С. ярко и зло изображает либерального помещика Щетинина. Щетинин, в прошлом подвергавшийся поверхностному влиянию гуманистических настроений по отношению к «меньшому брату» мужику, в своей дворянской хозяйственной практике быстро освобождается от «гуманства», становясь на позиции последовательной защиты своих сословно-классовых интересов.И тем не менее все мероприятия Щетинина идут под маской заботы о мужике, о его интересах и «счастьи». Этот линяющий либерализм при всей его очевидной эксплуататорской сущности обладал достаточной-способностью заражать неокрепших и наивных в социальных вопросах людей, одушевленных искренним желанием работать для блага народа (такова жена Щетинина Марья Николаевна).
Вот почему важно было разоблачить «гуманствующую» деятельность Щетининых. Это и делает писатель Рязанов, в лице к-рого С. дал образ нигилиста. Рязанов не проповедует никаких позитивных идеалов. Он наблюдает, присматривается к окружающему и беспощадно разоблачает все ложное, напускное и лицемерное в поведении Щетинина.Рязанов хорошо понимает непримиримость классовых противоречий, бессмыслие и нелепость либерально-гуманных потуг помещиков и вместе с тем, признав факт классовой борьбы как данную необходимость, он не видит тенденций объективного хода вещей, не может определить хотя бы в самых общих чертах программу деятельности той группы, к-рую он представляет.
Но разоблачения Рязанова объективно способствуют углублению общественных противоречий: Щетинина, усвоив логику классовых противоречий, уезжает из дворянского поместья в другую жизнь, а муж ее, освободившись от «гуманских» иллюзий, превращается в дворянина-буржуа, последовательного защитника своих классовых интересов.Повесть С. в жанровом отношении близка к его очеркам. Но это ничуть не мешает убедительности его утверждений, художественному мастерству писателя. То же самое можно сказать о его неоконченном романе «Хороший человек». Автор повидимому поставил себе задачу дать развернутый образ особой разновидности «лишнего человека из дворянства» (Теребенев).
Но и здесь господствует надо всем показ социально-экономических противоречий общества, еще не выкристаллизовавшихся в художественном сознании писателя в типичные характеры во всей их индивидуальной конкретности.Библиография:I. Собр. сочин., 2тт.
, СПБ, 1866; Сочинения, в 2тт., ред., статьи и комментарии К.Чуковского, изд. «Academia», М. Л., 1932-1933.
II. ПисаревД.И., Подрастающая гуманность, «Русское слово», 1865, №12, и в «Полном собр. сочин.», т.V, СПБ, 1903; ТкачевП., Подрастающие силы, «Дело», 1868, №№9, 10; СкабичевскийА.М., Живал струя, Сочин., т.I, СПБ, 1903; АвдеевМ., Наше общество в героях и героинях литературы, СПБ, 1874; МихайловскийН.
К., Из литературных и журнальных заметок, 1874, Полное собр. сочин.; т.II, СПБ, 1896; ДивильковскийА.А., В.А.Слепцов, «История русской литературы XIXв.», т.III, изд. «Мир», М., 1910; ГорькийМ., Предисловие к берлинскому изданию пов. «Трудное время», 1922; ИорданскийН., Вступ. ст. к пов. «Трудное время», М. Л., 1923; ЧуковскийК., Вступ. ст. и комментарии к «Сочинениям Слепцова», М. Л., 1932-1933 (там же см. библиографию и перечень критических статей о творчестве Слепцова). .