Литературная энциклопедия - свыдницкий
Связанные словари
Свыдницкий
С. отображал действительность 40-60-х гг. односторонне и сочувственно, показывая гл. обр. чиновничество и духовенство. Главное его произведение «Люборацькі» рисует распад духовенства 30-40-х гг. XIXв. в условиях капиталистического развития, ломку патриархальных форм жизни и воспитания. Симпатии автора на стороне «старосветских батюшек».
Отрицательно изображая процессы разложения патриархализма среди духовенства, С. усматривал причины его в «неукраинском» воспитании. С. приверженец системы националистического буржуазного воспитания.Определенное художественное значение имеет в «Люборацьких» описание бурсы 30-40-х гг., но от «Очерков бурсы» Помяловского, написанных одновременно (1862-1863), изображение С. существенно отличается своей националистической тенденцией. Тематика рассказов и очерков С. разнообразна (до 18, печатались на русском языке в 1869-1872 в «Киевлянине»): здесь и легенды о разбойниках («Неразгаданный преступник»), и люмпены («Жебраки»), и чиновники («Хоч з мосту та в воду»), и среда духовенства («Гаврусь и Катруся»), и ростовщики («Орендар»).С. использовал очерки из демократической русской литературы 50-70-х гг. Для его рассказов характерно либерально-объективистское отображение украинской действительности.Художественное значение С. прежде всего в том, что он один из первых в укр. литературе четко выразил принципы реализма с его жанрами бытовой повести и романа и тенденцией к внешней картинности и бытовой детали.
В «Люборацьких» внешне изобразительные описания и жанровые сцены чередуются с попытками психологического показа персонажей. Язык «Люборацьких» свободен от этнографических примитивов М.Вовчка, Олельковича, Носа и др. представителей этнографического реализма 50-60-х гг.Библиография:Люборацькі, вид. «Час»; Оповідання, «Книгоспілка», Киiв, 1927. .