Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - тан

Тан

ТАН Н. А. (псевдоним Владимира Германовича Богораза (1865-1936)) писатель, ученый этнограф. Р. в семье учителя. С 1881 входил в народовольческие кружки. С 1885 примкнул к народовольческой группе. Участвовал в работе тайных типографий. Печатался в «Народной воле», неоднократно подвергался арестам; в 1889 был сослан на 10 лет в Средне-Колымск.

В ссылке Т. стал заниматься этнографией. Около трех лет (1895-1897) кочевал среди чукчей. С 1896 начал литературную деятельность, печатая очерки, рассказы и стихи. Позднее сотрудничал в легальном марксистском журн. «Начало», а затем и в зарубежной с.-д. «Жизни». Первая книга прозы «Чукотские рассказы» появилась в 1899, а в 1900 первая книга стихов («Стихотворения»).В 1899 уехал за границу. В 1905 Т. один из организаторов Крестьянского союза, в 1906 член трудовой группы в Гос. думе. В это время Т. написал ряд очерков и публицистических произведений народническо-пропагандистского характера. В годы первой революции Т. сотрудничал в газете большевистской военной организации «Казарма», помещая ряд ставших популярными в те годы стихотворений («Предсмертная песня», «Царские гости», «Цусима» и т. д.). В годы реакции элементы либерализма, имевшиеся в произведениях Т. 90-х и начала 900-х гг., стали доминирующими. В это время Т. сотрудничал не только в либерально-народническом «Русском богатстве», но и в органе либералов «Вестник Европы» и вступил в партию народных социалистов. После Великой Октябрьской социалистической революции Т. в своих публицистических статьях, печатавшихся в журналах «Россия» и «Новая Россия», выступал как типичный сменовеховец. В годы 1925-1926 Т. пережил решительный кризис и, хотя с запозданием, все же принял пролетарскую революцию. Крупный этнограф и антирелигиозник, член-корреспондент Академии наук, проф. Ин-та народов Севера и ряда ленинградских вузов, Т. вел обширную исследовательскую и педагогическую работу. Беллетристическую деятельность Т. возобновил в 1928.Литературная продукция Т. представляет наибольший интерес в первом десятилетии его творчества. Его лирика, несмотря на эпигонско-народнический характер, играла революционизирующую агитационную роль благодаря ее ведущему мотиву призыву к борьбе, общему оптимистическому тону. В своих очерках и рассказах Т. по преимуществу этнограф, не только по материалу («Чукотские рассказы», историко-этнографические романы «Жертвы дракона», «Восемь племен» и др.), но и по методу письма: Т. силен в описаниях быта, социально-бытовых зарисовках, человек же у него обычно психологически не раскрывается, а дается в плане народнического натурализма. Произведения Т. советского периода также этнографичны. Роман «Союз молодых» (1928) построен на сочетании этнографического материала предреволюционного быта и экономики Колымского края с романтической интригой, связанной с темой отцеубийства. В романе «Воскресшее племя» (1933) Т. показывает возрождение к жизни племени юкагиров (Сибирь), обреченных в условиях царской России на вымирание. Построенный на научно собранных фактах, актуальный по теме, роман написан с излишней детализацией, с натуралистическими подробностями.Т. известен также как лингвист. Им проделана громадная работа по изучению луораветланского (чукотского) языка: составлена грамматика, опубликованы фольклорные тексты, издан словарь. Кроме того им были собраны и опубликованы тексты на нымыланском (корякском) и ительменском (камчадальском) языках. Т. издал также очерк грамматики юитского (эскимосского) языка; кроме того, он занимался изучением эвенкского (ламутского) языка, материалы по к-рому опубликовал в виде грамматического очерка с приложением текста и словаря.

Библиография:

Стихотворения, изд. С. Дороватовского и А. Чарушникова, СПБ, 1900; изд. Н. Глаголева, СПБ, (1906); изд. «Просвещение», СПБ, 1910; Собрание сочинений, изд. «Просвещение», тт. I-XII, СПБ, 1910-1911; Собрание сочинений, изд. «Земля и фабрика», тт. I-IV, М. Л., 1928-1929; Союз молодых (Роман из северной жизни), Гиз, М. Л., 1928; изд. ЗиФ, М. Л., 1930; Северная охота, изд. «Молодая гвардия», М., 1931; Колымские рассказы, ГИХЛ, М. Л., 1931; USA (Люди и нравы Америки), изд. «Федерация», М., 1932; Воскресшее племя. Роман, Гослитиздат, М., 1935. Труды Т. по языку и фольклору: Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора, «Известия Акад.

наук», т. 10, № 3, СПБ, 1899; Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, изд. Акад. наук, СПБ, 1900; Областной словарь колымского русского наречия, изд. Акад. наук, СПБ, 1901; Материалы для изучения языка азиатских эскимосов, «Живая старина», кн. 70/71, Пб., 1909; Материалы по ламутскому языку, в кн.: Тунгусский сборник, I, изд. Акад. наук СССР, Л.

, 1931; Луораветланско-русский (чукотско-русский) словарь, Государст. учебно-педагогич. изд-во, М. Л., 1937; Publications of the Jesup North Pacific Expedition, Leiden N. Y., 1904, 1910; The Chukchee, vol. 7; Chukchee Mythology, vol. 8, part I; Chukchee Hanbook of American Indian Languages, p. 2, Washington, 1922 (Bull. 40 of American Ethnology, Smithsonian Institute); The Escimo of Siberia (тексты с переводом); Publications of the Jesup North Pacific Expedition, vol. 8, part 3, Leiden N. Y., 1913. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое тан
Значение слова тан
Что означает тан
Толкование слова тан
Определение термина тан
tan это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
165
2
150
3
152
4
132
5
139
6
131
7
119
8
119
9
136
10
145
11
145
12
209
13
125
14
239
15
182
16
115
17
143
18
172
19
160
20
115