ТУМ АННЫЙ ДИР (1903-)
псевдоним Николая Николаевича Панова. Поэт и прозаик. Р. в семье податного инспектора. Окончил Московский институт журналистики. Печатается с 1918-1919. Входил в группу конструктивистов. В первой книге стихов «Московская Америка» (1924) Т. стремился показать образы новых людей («Агитатор», «Председатель завкома», «Красноармеец службы ВОХР» и др.).
Но четкое представление о движущих силах революции у поэта отсутствовало. Он то провозглашал, что «жизнь нелепа и мир нелеп», то восторженно утверждал, что пролетариат наперекор блокаде и голоду поставит «мировой рекорд коммунистической победы». Идеологическая расплывчатость стихов Т. сочеталась здесь с художественной незрелостью.
Книга носит следы некритического усвоения поэзии символистов и футуристов.В 1924 Т. выступил под знаком конструктивизма.
Поэма «Человек в зеленом шарфе», посвященная революционной борьбе зарубежного пролетариата,
по заявлению автора, имеет целью «оживление стиха прозой». Автор стремился к построению фабульной поэзии по принципу романа приключений и ставил перед собой задачу осуществления незаметного перехода из одного стихотворного размера в другой в зависимости от изменения содержания. Т. удалось избежать основного порока конструктивизма культа асоциального техницизма. Конечную цель революционной борьбы отчетливо представляют его герои, сражающиеся как на фронтах гражданской войны, так и на фронте строительства («Пять фронтовиков», «Сны Михаила Сизова» и др.).
Проза Т. очень разнообразна по тематике. Он изображает подпольную работу русских большевиков («Тайна старого дома»), деятельность иностранных компартий, крепнущих в борьбе с империалистической реакцией,
рост революционного сознания в Америке, Китае («Дети черного дракона» и др.), разоблачает происки классового врага на советских предприятиях («Черное золото»). В стихах (начиная со 2-й книги) Т. стремится к многообразию стихотворных форм (рондо,
баллада, сонет, она).
С течением времени Т. остановился на форме «стихотворной новеллы», как наиболее отвечающей задаче максимальной сюжетной насыщенности стихотворения.В последних произведениях Т. обращается к теме борьбы международного пролетариата против реакции (поэма «Командир танка», «Взятие Трои» 1937 и пр.).Он пишет также ряд стихов об укреплении мощи Советского Союза («Друзья»), о строительстве «будущей Москвы» («В будущей Москве», «Путешествие в Москву», 1934-1937 гг.
) и т. д. Фабульная поэзия Т. носит рационалистический оттенок, она лишена чисто лирических описаний, а порою схематична.
Библиография: Московская Америка. 1-я книга стихов, 1919-1923 гг., М., 1924; Человек в зеленом шарфе, поэма, сб. «Госплан литературы», М. Л., 1925; Дети черного дракона (Необычайные приключения в Китае). Роман приключений из жизни современного Китая. В 5 вып., М., 1925; Всадник ветра (Двойники). Роман, М., 1925; Черное золото. Повесть, Л., 1925; Человек в зеленом шарфе, 2-я книга стихов (1924-1927), (М., 1928); Тайна старого дома. Роман приключений, М. Л., 1928; Враг своей тени. 3-я книга стихов (1928-1931), Москва, 1931; Ночь влюбленных. Поэмы, М. 1934; Новеллы (стихи), Москва, 1935; Стихи и новеллы, Жур.-газ. объединение, М., 1937. .