Литературная энциклопедия - врхлицкий
Связанные словари
Врхлицкий
).Творческий путь В. обычно делят на четыре этапа:1. -(1871-1879) когда молодой поэт преодолевает традиции отечественной литературы, освобождается от них, а также и от влияния немецкой литературы на чешскую, ориентируясь преимущественно на литературу романских стран. Для поэта характерны: вера в прогресс, в эволюцию, которая должна привести к торжеству добра над злом, света над мраком, духа над материей, скептическое отношение к националистическим идеалам и отвлеченный космополитизм, который сближает его с В.
Гюго, Ж. Санд, Леопарди. В течение этого периода В. написал: «Эпические поэмы» (1876), «Дух и мир» (1878), «Симфонии» (1878), «Виттория Колонна», «Мифы» (две кн.) (1879), «Легенда о св. Прокопе» и др.Эти произведения лирические стихотворения, эпические поэмы, легенды, романы в стихах содержат размышления о человеческой жизни на протяжении веков, об исторических событиях, увлекших поэта своей грандиозностью, наблюдения над явлениями природы и современной ему жизнью.2. (1879-1894) когда В. достигает в своих произведениях высшего мастерства.
Находясь под влиянием «Божественной комедии» и «Фауста», он создает «Фрагменты эпопеи» (2 тт., 1886), справедливо приравниваемые критикой к «Легенде веков» В. Гюго. В этот период появляются и такие его произведения, как «Эклоги и песни» (1879), «Твардовский» (1885), «Сонеты одинокого» (1885), «Музыка в душе» (1886), «Фрески и гобелены» (1890) и т. д. Начиная с 1882, выходят одна за другой его драмы и трагедии (а впоследствии и комедии), темы к-рых заимствованы из чешской истории и истории Византии и Рима, а также эпохи итальянского Возрождения. Заслуживает упоминания его трилогия «Гипподамия» (1889-1891), «Братья» (1889) и комедия «Ночь в Карлштейне» (1885). Но уже в конце этого периода замечается упадок творческих сил поэта. Наравне с высокохудожественными произведениями выходят в свет и произведения незначительные. В изложении заметны длинноты, в сюжете повторения. В. начинает терять первенствующее значение в чешской поэзии.3. (1894-1903) период кризиса и упадка. Националистическая критика, к-рая не могла простить В. его гуманистического универсализма, провозглашает его неисправимым эклектиком. За эти годы в числе многих других произведений В.появляются: «Окно в бурю» (1894), «Новые отрывки эпопеи» (1895), «Боги и люди» (1899), «Посвящения» (Votioni desky, 1902).4. последние годы поэта. Он преодолевает свое пессимистическое миросозерцание и создает стихи и поэмы, в к-рых много пафоса и бодрости: «Коралловые острова» (1908), «Скрытые источники» (1908), «Древо жизни» (1910) и «Дамоклов меч». В. кроме того перевел на чешский яз.
«Божественную комедию», «Освобожденный Иерусалим», «Неистовый Роланд», ряд произведений В. Гюго, Леконта де Лилля, Леопарди, Парини и др.Библиография:
I. Русские переводы: Из глубин, «Славянский ежегодник», 1884, VI; Дух и свет, «Рассвет», К., 1893; Еще минутку, «Вестн.
иностр. литературы», 1896, IV; Месть матери и др., «Русская мысль», 1902, XII; Разноцветные осколки, М., 1909; ряд произведений в журнале «Славянский мир», 1910, №№ II-III, V-VI, XI и в др. период. изд.
II. Степович А., Этюды из области новой чешской литературы, Киев, 1881; Данилов В., Чешские певцам русским, К., 1908; Anthologie basni J. V., 1903; Machal J., Slovanske Literatury, 3 тт.
, Praha, 1927-1928; Adler Fr., Gedichte von J. Vrchlicky, 1928; Novak A., Pehledn dejny eske literatury. .