Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - захер-мазох

Захер-мазох

ЗАХЕР-МАЗОХ Леопольд, фон (Sacher-Masoch, 1836-1895) немецко-австрийский писатель, по происхождению русин, сын галицийского полицейпрезидента. Будучи по образованию историком, З.-М. рано оставил университетскую работу и быстро сделался одним из популярнейших писателей Австрии, редактировал также ряд журналов («Belletristische Blatter», «Auf der Hohe»).Творчество З.-М. относится к периоду промышленного расцвета Австрии, когда интеллигенция, протестуя против капиталистического завоевания деревни, одновременно увлекается блеском и богатством буржуазии. Отсюда у этой группы интеллигенции (как напр. и у Гамерлинга ) известная идеализация деревни, но также и грубо-материалистические, эпикурейские тенденции, жажда наслаждения, отсюда и взгляды на чувственность и любовь как на цель человеческой жизни. У З.-М. это последнее воззрение нашло особенно благоприятную почву вследствие патологических его предрасположений: по мнению З.-М. радость любви заключается в том, что сильная, мужественная женщина мучает слабого и женственного мужчину.

Эта тема встречается во всех его произведениях в ранних менее, в поздних более ясно, и в конце концов приобретает специфически-патологический характер, выпадающий из области лит-ры (впоследствии немецкий психолог Крафт-Эбинг назвал эту болезнь мазохизмом). Уже в первом историческом романе З.-М. («Последний король мадьяров», 1866) главная героиня отличается своеобразным деспотическим характером; вполне отчетливо мазохизм выступает уже в романе «Разведенная женщина» (1870) и в многочисленных рассказах и романах из жизни австрийского и русского двора («Russische Hofgeschichten», 1886, «Wiener Hofgeschichten», 1885, 2 тт.

, и мн. др.).Но З.-М. вошел в историю лит-ры не только как выразитель «мазохизма»: он для немецкой лит-ры «открыл» народную жизнь восточной Европы и с полным правом заслужил звание «национального поэта Галиции». Ярый противник дворянского строя Австрии (а также враг объединения Германии под властью Пруссии (З.-М. был добровольцем во время войны 1864 и написал антипрусскую пьесу «Стихи Фридриха Великого»)), З.-М. также резко обрушивается в своих галицийских рассказах и на господствующие дворянские круги своей родины. Еще мальчиком он запомнил на всю жизнь картины политического и экономического угнетения польскими помещиками галицийского крестьянства.

Не будучи чуждым некоторой романтизации сельского быта, З.-М. тем не менее последовательный реалист; он прекрасно знал положение, быт и нравы всех народностей Галиции и всегда подходил к каждой из них, как ученый: изучал ее язык, сказания, обычаи и нравы. В его новеллах и рассказах замечается влияние Тургенева. Лучшие новеллы из народной жизни входят в сборники «Galizische Geschichten» (1876), «Judengeschichten» (русск.

перев., «Еврейские рассказы», М., 1899), «Граф Донский» (1864). «Das Vermachtnis Kains» (1870, русск. перев., «Завещание Каина», СПБ., 1888); особенно его «Der Don Juan von Kolomea» (Дон-Жуан из Коломеа) и «Venus im Pelz» (Венера в мехах) пользовались громадным успехом. Еврейские рассказы З.-М. проникнуты симпатией к низшим слоям еврейского населения Галиции и теплым юмором.

В ряде романов З.-М. изображает общественно-политическую жизнь Австрии (в «Kaunitz» Австрию XVIII в., в «Die Ideale unserer Zeit», 1876 (русск. перев., «Идеалы нашего времени», СПБ., 1890), дана жестокая критика аристократического строя Австрии и т. д.).В последний период своего творчества З.-М. задался грандиозным планом серии новелл, которая должна была распадаться по темам на следующие отделы: любовь, собственность, государство, война, труд и смерть. Каждый отдел в свою очередь должен был состоять из шести новелл, из к-рых в пяти изображались заблуждения людей, а шестая указывала выход из положения.

Если бы этот план был осуществлен, то мы имели бы самый обширный по замыслу сборник новелл в мире, где все явления человеческой жизни рассматривались бы под определенным углом зрения; написаны были только два первых отдела, от некоторых других сохранились лишь отрывки.Несмотря на свои несомненно социальные устремления, З.-М. в большинстве своих произведений выражает упадочнические настроения второй половины XIX в.

; его эротически-патологические романы пользовались особенно большой популярностью в определенных общественных кругах Франции.

Библиография:

I. На русск. яз. перев. неоднократно, печатался как в журналах («Дело», 1877, II; «Век», 1883, II; 1885, IV; «Наблюдатель», 1883, II; 1887, IX; 1888, XII; и др.), так и отдельными изданиями.

Кроме упомянутого: Черный кабинет, Повесть, СПБ., 1875; Галицийские рассказы, Гайдамак, Крестьянский суд, СПБ., 1876; Душегубка, Роман, СПБ., 1887; Ищут человека, Роман, СПБ., 1888; Общество врагов женщин, Роман, СПБ., 1888; Жестокие женщины, СПБ.

, 1908; Демонические женщины. Теодора, Рыжие волосы и др. рассказы, СПБ., 1913, и др.

II. Михайловский Н. К., Палка о двух концах, «Отеч. записки», 1877, VIII (и Собр. сочин., т. VI); Bentzon, Sacher-Masoch, sa vie et ses Ouvres, «Revue des deux Mondes», 1875; Goldbaum W., Literarische Physiognomien, 1884; Schlichtegroll C. F., von, Sacher-Masoch und der Masochismus, 1901; Sacher-Masoch Vanda, von, Meine Lehensbeichte, 1906; Meyer R. M., L. v. Sacher-Masoch, 1907. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое захер-мазох
Значение слова захер-мазох
Что означает захер-мазох
Толкование слова захер-мазох
Определение термина захер-мазох
zahermazoh это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
165
2
150
3
152
4
132
5
139
6
131
7
119
8
119
9
136
10
145
11
145
12
209
13
125
14
239
15
182
16
115
17
143
18
172
19
160
20
115