Поиск в словарях
Искать во всех

Психотерапевтическая энциклопедия - общественные функции психотерапии

Общественные функции психотерапии

Роль психотерапии в современном обществе велика, но неоднозначна. С одной стороны, она оказывает стабилизирующее влияние на общественную жизнь в целом, с другой — непрерывно формирует свободные от общественного давления взгляды, касающиеся личностного и социального функционирования индивида. Различают несколько более или менее отчетливых О.

ф. п. (Jaeggi E., 1982). 1. Одна из них — влияние на формирование образа человека. Со времени появления и развития психоанализа усиливается систематическое наблюдение за повседневным поведением человека, прежде всего во время бесед пациента с врачом, что имело большое значение для создания самой теоретической основы психоанализа Фрейда (Freud S.

) и его учеников. Накопленная психоанализом система представлений о человеческой индивидуальности широко использовалась во многих областях культурной жизни для разъяснения самых разных явлений в частной и общественной сферах, благодаря чему произошли значительные изменения в области воспитания — были либерализованы отношения полов и устранен ряд сексуальных табу, воспитание детей и подростков в плане удовлетворения их потребностей стало более свободным.

В постпсихоаналитический период влияние психотерапии на сознание масс было уже не столь выраженным. Однако на новом этапе, с появлением групповой психотерапии (группы встреч, гештальт-терапевтические группы и др.), усилилось влияние психотерапии уже на индивидуальное сознание. Эти виды психотерапии получили широкое распространение, изменив формы повседневного общения за счет повышения значимости более полного и открытого выражения таких чувств, как агрессия, радость, печаль и т.

д. Поведенческая психотерапия также оказала влияние на повседневное сознание благодаря накоплению определенных знаний, выраженных языком науки (воспитание посредством подкрепления и угашения, поощрения и наказания). Однако значение поведенческой психотерапии в целом было меньшим, чем психоанализа и гуманистической психологии и психотерапии.

2. Другая О. ф. п. заключается в том, что во всех направлениях психотерапии признается способность индивида самостоятельно изменять свое психическое состояние, следовательно, его способность к терапевтическим изменениям зависит от величины его потенциала к изменениям его инициативы и пр. Такая концентрация внимания на субъекте приводит к тому, что в общественной ситуации факторы психических расстройств легко просматриваются.

Это достигло своего пика в США, где для изменения общественной и политической ситуации Роджерсом (Rogers С. R.) было предложено проводить соответствующую психотерапию прежде всего политиков, руководителей хозяйственных структур и членов других релевантных общественных группировок. В противовес этому многие социологи делают акцент на надындивидуальных структурах общественных институтов, деятельность которых не может быть изменена или упразднена только за счет психологизации этих структур.

3. В качестве следующей О. ф. п. можно было бы указать снижение значения и влияния факторов, обусловливающих невозможность проведения психотерапии по отношению ко многим людям. Об эффективности использования любой психотерапевтической техники можно говорить лишь по отношению к определенной части населения, которая особенно хорошо поддается психотерапевтическим воздействиям.

Это обычно люди из средних слоев общества, среднего возраста с развитым интеллектом и с незначительной выраженностью психических нарушений. Такие же группы, как пациенты с пограничными расстройствами, страдающие шизофренией, с выраженными ипохондрическими развитиями, резистентнее к психотерапии, но именно они заполняют стационары, добиваются повторной госпитализации, и именно они обременяют собой общество.

Их шанс излечения с помощью существующих методов психотерапии остается минимальным, а лечение — слишком дорогостоящим. Поэтому О. ф. п. заключаются в более активном поиске путей для оказания помощи таким категориям больных. 4. Еще одной О. ф. п. является создание альтернативной культуры. В ситуации общественной неуверенности, тревоги, характерной для постиндустриального общества, особое значение приобретают субкультурные сообщества, где индивид получает ощущение принадлежности к другим, таким же, как он сам.

В психотерапевтических группах, соблюдающих свои правила, ритуалы, где появляется тесное эмоциональное взаимодействие, возникает альтернативная культура, помогающая преодолевать разобщенность, неуверенность, тревогу. Таким образом происходит понижение реальной, иногда непереносимой роли общественных связей в различных социальных структурах.

5. Важной О. ф. п. является оказание действенной помощи в сложных обстоятельствах. Современная психотерапия все в большей степени становится одним из видов практической житейской философии, помогающей, утешающей, разъясняющей, а психотерапевт — экспертом в жизненно важных вопросах. 6. Наконец, в последние годы все больше расширяется психотерапевтическое движение самопомощи. В системы психической саморегуляции включаются все новые методы психотерапии, а известные психотерапевты участвуют в составлении руководств по самопомощи. См. также СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое общественные функции психотерапии
Значение слова общественные функции психотерапии
Что означает общественные функции психотерапии
Толкование слова общественные функции психотерапии
Определение термина общественные функции психотерапии
obschestvennye funkcii psihoterapii это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):