Сексологическая энциклопедия - половой символизм
Связанные словари
Половой символизм
Семя считается воплощением и источником жизненной силы. В древнеиндийской мифологии оно отождествляется с абсолютным идеальным началом, лежащим в основе мироздания. У многих народов кастраты считались социально неполноценными. По Ветхому Завету, "у кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне".
Оскопить мужчину значило лишить его символа власти и жизни. Половой член поверженного врага часто считался почётным воинским трофеем, как скальп у индейцев. Например, один египетский фараон XIX династии, рассказывая о поражении, нанесённом им ливийцам, называет в числе трофеев 6359 половых членов ливийских воинов, а также сыновей и братьев вождей и жрецов.
Особое значение придавалось эрегированному половому члену, вид которого, согласно верованиям многих народов, должен внушать окружающим страх и почтение. У австралийских аборигенов мужчины при встрече в знак приветствия дотрагивались до полового члена друг друга. Особое значение придавалось головке полового члена. На фресках Тассили каменного века мужчины более высокого социального ранга изображены с более длинным половым членом.
Древние наделяли эрегированный половой член особой охранительной и отпугивающей силой. Почти у всех народов был распространён культ, в котором фаллос рассматривался как глубокий религиозный символ. В Древней Греции перед храмами и домами ставили квадратные колонны (гермы) с мужской головой и эрегированным половым членом, охранявшие дороги, границы, ворота.Повреждение герм считалось святотатством. В Древнем Риме дети носили на шее амулеты в виде фаллоса как средство защиты от зла. В античной мифологии Приап божество производительных сил природы, изначально собственно фаллос. Его имя стало поэтическим эвфемизмом для обозначения полового члена, отсюда возник и медицинский термин приапизм.
Древние греки и римляне иногда завязывали крайнюю плоть или применяли специальный зажим fibula (отсюда инфибуляция).
Женские гениталии обычно описываются в мифологиях как таинственное и тёмное начало, таящее в себе опасность и угрозу смерти. В ритуалах мужских инициации широко варьируется тема возвращения юноши в материнское лоно, символизирующее смерть, за которой следует возрождение.
Другой образ, часто возникающий в этой связи,"зубастое лоно", сквозь которое должен пройти инициируемый; иногда его заменяет какое-то ужасное чудовище. Эти представления и обряды явно отражают мужскую точку зрения: материнское лоно как тёплое, надёжное убежище, источник жизни и женские гениталии как сексуальный объект, проникновение в который сопряжено с преодолением трудностей и опасностью.
Половой символизм полисемичен, причём сексуальные явления часто интерпретируются в иносказательном, расширительном смысле. В некоторых древних текстах для обозначения мужчины и женщины использовали упрощённые изображения соответствующих гениталий, а женатый человек описывался знаком, в котором мужские и женские гениталии совмещались.
В этом не было ничего эротического: гениталии как самый характерный признак пола являлись социальным знаком, символом, элементом культуры. Отсюда следует двоякая интерпретация культурного символизма. С одной стороны, в нём видят отражение и преломление универсальных физических отправлений, с другой, сами телесные отправления, будь то демонстрация полового члена или половой акт, могут символизировать разнообразные социальные отношения и потребности, понять которые можно только в конкретной системе определённой культуры.
(Источник: Сексологическая энциклопедия) система образов и норм, в которых культура осмысливает половые различия и сексуальное поведение.(Источник: Сексологический словарь) .